Каждая партия, которая приходит к власти в Молдове заводит одну и ту же песню. Вот придут иностранные инвестиции, и начнется сказка. А дед мороз все не идет и инвестиции не приносит, или приносит так мало, что поток ПИИ в Молдову не перекрывает отток инвестиций из РМ.
В чем же проблема? Ответит на этот вопрос не сложно. И ответы лежат на поверхности.
1.
Когда говорят об инвестициях, говорят о прямых иностранных инвестициях (ПИИ). Потоки ПИИ, в глобальной экономике, идут в первую очередь в развитые страны. Все отчеты о мировых инвестициях, за последние 40 лет, показывают одну и ту же тенденцию. Чем более развита экономика страны, тем больше инвестиций получает извне эта экономика. Ожидаемо, самым большим реципиентов мировых инвестиций является США. За последние 20 лет объем ПИИ в Соединенные Штаты увеличился более чем вдвое. В 2000 году объем ПИИ составлял 1,26 трлн долларов США, и вырос к 2022 до 5,25 трлн долларов. Доля США, в объеме мировых прямых иностранных инвестиций, в 2021 году, составила 22.13%. В период с 1993 – 2021 средняя доля США в мировых ПИИ 17.76 (Данные Всемирного банка).
География инвесторов в американскую экономику преимущественно затрагивает развитые страны. Из общего объема накопленных иностранных инвестиций в экономику США к концу 2015 гг. - 18% приходится на Соединенное Королевство, на Японию - 13%, на Канаду - 11%. На 8 стран приходится более 75% накопленных ПИИ в американскую экономику, среди которых: Великобритания, Япония, Канада, Германия, Франция, Ирландия, Швейцария, Нидерланды. В совокупности, европейские страны являются наикрупнейшими инвесторами в американскую экономику. К 2015 г. доля европейских стран в потоках инвестиций в США составила более 60%.
Различие между инвестициями в развитую страну и слаборазвитую. На примере Финляндии и Румынии. (Данные ВБ).
Финляндия.
Население - 5,5 миллиона.
Экспорт – 126 миллиарда.
Экспорт, в процентах к ВВП – 44,8.
ПИИ – 7,3 миллиарда долларов.
Румыния.
Население – 19 миллионов.
Экспорт – 128,2.
Экспорт, в процентах к ВВП – 42,5.
ППИ - 11,8 миллиарда долларов.
2.
Международное определение ПИИ - инвестиции, направленные на длительный контроль инвестора над хозяйственными операциями компании-получателя в другой стране. Почти никто не создает предприятия с нуля в чужой стране. Это долго, хлопотно и очень рискованно. И в этом ключ проблемы. Инвестиции всегда вкладывают в готовое предприятие. ПИИ это контроль за готовым предприятием. Чем больше интересных для вложений предприятий, тем больше будет поток инвестиций. Чем меньше количество предприятий интересных инвесторам, тем меньше вложений. Например, в 2022 году в США открылось более 5,5 миллиона новых предприятий. Закрылось – намного меньше. В Молдове иная статистика. В течение 2021 года создано 5,3 тыс. предприятий и ликвидировано 5,5 тыс. предприятий. Причем эта тенденция повторяется из года в год, последние 10 лет.
Предприятие не только должно возникнуть. Оно должно успеть обрасти активами. Только тогда оно станет интересным инвестору. У него должен возникнуть достаточный денежный поток. И только тогда к нему придет иностранный инвестор. То есть главным условием прихода внешних инвестиций является поток внутренних инвестиций. Если он недостаточен, слаб или неэффективен, внешних инвестиций не будет. Наоборот. Любой разумный внутренний инвестор, постарается вывезти деньги из страны и вложить их в чужую экономику. В Молдове мало того, что больше предприятий закрывается, чем открывается. Экономическая политика правительства приводит к тому, что предприятия постоянно теряют активы.
Можно привести множество примеров. От сельского хозяйства, до АИР Молдова, компании, которая недавно была намеренно развалена. От Металфероса до Свободных экономических зон, развитие которых блокируется. Самое плохое, что все эти разрушительные действия проводятся под разными, надуманными предлогами. Не имеющих, внятного экономического объяснения. Что не позволяет руководителям предприятий планировать свою деятельность. И это крупные предприятия. Даже эти предприятия не могут нормально планировать свою деятельность на длительный срок. О средних и мелких даже нет смысла говорить. Их стратегия не развитие, а выживание.
Развитая экономика это система. Задача этой системы, с точки зрения инвестиций, обеспечить каналы и предмет инвестиций, затем бесперебойное функционирование капитала, его приумножение и страхование рисков. Такого системы в Молдове нет.
Нет институтов аккумулирующих капиталы для долгосрочных инвестиций. Инвестиционных и пенсионных фондов.
Нет полноценной страховой системы.
Нет рынка капитала. Фондовая биржа в Молдове создавалась и продолжает функционировать не в качестве места привлечения капиталов, а в качестве платформы для регистрации прямых сделок по покупке акций для заинтересованных лиц. Судебная система не может обеспечить единообразное применение законов, а применяет эти законы произвольным способом. Следовательно, не способна уменьшить риски. И дело не в том, что судьи «коррумпированы». Дело в том, что правовая система Молдовы заточена на участие в политических играх. Снизу доверху. От Конституционного суда до районного суда. Даже закон о Конституционном суде предусматривает прямое участие суда в политической игре.
Нет нормальной системы защиты прав наемных работников. Деятельность профсоюзов, трудовое законодательство, общее отношение власти к проблемам трудящихся как второстепенному вопросу не способствует росту компетенций и качества труда.
Нет корпоративной и национальной системы повышения квалификации адекватной рынку труда.
Политика НБМ не направлена на развитие экономики, а лишь на поддержку стабильного курса валютного обмена. В результате, при стабильном, практически неизменном соотношении курса обмена на другие валюты, разница в ставках кредита в леях и валюте очень велика. Это дает возможность зарабатывать банкам, но не развиваться экономике Молдовы. Последние три года экономика не может выбраться из кризиса, а прибыли банков растут огромными темпами.
Этот список системных проблем можно продолжать долго.
3. Вместо вывода.
Все указанные выше системные проблемы основаны на одном фундаментальном факте. Нет системной, долгосрочной политики правительства. Не зависимо от того, кто находится во главе правительства и какая партия вообще находится у власти, под инвестиционной политикой понимается только одно. Привлечение иностранного капитала. Но иностранный капитал в условиях слаборазвитой национальной экономики, означает контроль над предприятием, но не его развитие. Развивать предприятие на маленьком рынке нет смысла, превращать его в экспортно ориентированное, в условиях слабой производительности национальной рабочей силы так же нет смысла. Поэтому, ПИИ в Молдову, при данных условиях, означают контроль только над теми предприятиями, где уже есть хороший денежный поток, эксплуатация этих предприятий и вывоз с них капитала для вкладывания в страны, где больше доход на вложенную единицу капитала и меньше риска. То есть речь идет о инвестициях в предприятия, которые по факту и не нуждаются в инвестициях.
Наиболее наглядно такая модель была видна в случае, АИР Молдова, Юнион Феноза. Прямо сейчас эта модель реализуется в случае Молдова-Газ.
В течении 30 лет национальные предприятия непрерывно деградируют, качественно и количественно. В итоге, иностранный капитал, приходит во все меньшее и меньшее количество предприятий, которые еще могут представлять интерес. Ситуация идет по кругу, который продолжается вот уже 30 лет.
Но круг сужается. Меньше предприятий, меньше рабочих мест, меньше рабочей силы, меньше инвестиций, внутренних и внешних. Нынешняя политика ПАС окончательно замыкает этот круг. Переход страны на внешние дотации, означает полный крах национального производителя, сколько бы грантов не выделяли. И утрату национальной экономики. В стране останется небольшое количество населения, небольшое количество предприятий их обслуживающих и банки. Надежды на интеграцию в ЕС, в данном случае иллюзия. Нормальный инвестор из ЕС не придет в Молдову, развивать предприятия на долгосрочной основе. Кроме экономических проблем, есть еще и геополитический фактор.
В условиях конфликта ЕС, НАТО – РФ, Молдова, вслед за Украиной становится полем столкновения, пока политического. Но на горизонте уже маячит военное столкновение, прямо в Молдове. Если такое произойдет, это будет надолго.
Вероятность такого события велика. ПАС делает все, чтобы втянуть страну в военный конфликт. Инвесторы всегда оценивают риски. Риски с каждым днем все больше. Какие инвестиции в таких условиях?
Проблема инвестиций в Молдову это не только проблема смены экономической модели. Это уже проблема войны или мира.