Найти тему
culture and science

Московские пробки-решение есть

Мы привыкли, принимать пробки, как часть нашей повседневной жизни. Тема трафика на дорогах в местном фольклоре стала уже способом завязать разговор, своего рода альтернатива британскому варианту Small Talk об извечно плохой погоде. Каждый день приходя на работу, мы услышим, по меньшей мере от одного коллеги, жалобу на пробки по дороге в офис. Но откуда берутся пробки и можно ли избавиться от этого, душащего город явления?

Рассвет мировой автомобилизации пришелся на первые годы ХХ века, к этому времени около 80% всех автомобилей в мире находились в США. Постепенно доходы людей росли, уровень жизни повышался, технический прогресс развивался в космических масштабах. Автомобили расползаются по всему миру, постепенно занимая все новые территории от северной Америки до СССР. К 2000-му году В Москве уже насчитывалось около 224-х автомобилей на 1000 жителей, в сравнении с 5 автомобилями на 1000 жителей в 1930-м году. Улицы Москвы, как и других мировых городов были совершенно не готовы принять такой поток автомобилей. Абсолютное большинство городов того времени застраивались и проектировались во времена, когда горожане передвигались пешком, а таком венце инженерной мысли, как автомобиль человек и помыслить не мог. И вот с приходом глобальной автомобилизации страны столкнулись с серьезной проблемой-количество машин растет, желающих приобрести личный автомобиль меньше не становится, а дороги попросту не рассчитаны на такой транспортный поток. Единственным логичным решением в условиях такого накала виделось строительство новых дорог и расширение уже имеющихся. Так, например, практически полностью пешеходная Тверская улица, шириной около 10 метров, к 1931 году превратилась в пяти полосное полотно, готовое принять поток автомобилей.

Кажется что человечество нашло решение проблемы, но что мы видим сегодня? Количество машин на дорогах продолжает расти с каждым днем, дороги строятся с невообразимой скоростью и, кажется, скоро задушат город, а пробок меньше не становится. Почему?

На примере США и России, где проблема решалась одинаково, наглядно видно, что строительство новых дорог и развязок - тупиковая ветвь градостроения. Но как тогда решить проблему автомобилизации не строя при этом новых дорог?

Одним из лучших решений на сегодняшний день является пример Стокгольма, где въезд в центр города по будням с 6.30 до 18.30 сделали платным для всех автомобилей кроме общественного транспорта, такси, эко-автомобилей и экстренных служб. Такое решение кажется радикальным и невозможным, но уже за первые два года такого эксперимента загруженность на дорогах столицы сократилась на 25%, а доход с собранных средств составил более 300 000 долларов, что позволило улучшить транспортные услуги в других частях страны. Такая система позволяет финансировать проекты по модернизации транспортной системы страны за счет средств, собранных с этой же модернизации. Это гениально.


Но это не единственный способ, известный на сегодняшний день. Платные парковки, развитие городской системы велосипедных дорожек, развитие и модернизация общественного транспорта. Все это помогает действенно бороться с трафиком на дорогах, но лишь при условии комплексной работы. Общественный транспорт должен быть комфортным и доступным, остановки находиться в пешей доступности, велодорожки должны быть полноценной системой на транспортной карте города. Только так разговоры про час пик на дороге останутся лишь в местном фольклоре.

Тверская улица 1907г. Источник  https://pastvu.com/
Тверская улица 1907г. Источник https://pastvu.com/
Тверская улица 1922г. Источник https://retromap.ru/show_pid.php?pid=83203
Тверская улица 1922г. Источник https://retromap.ru/show_pid.php?pid=83203
Улица Воздвиженка 1907-1914гг. Источник https://pastvu.com/
Улица Воздвиженка 1907-1914гг. Источник https://pastvu.com/
Тверская улица 1902г. Источник Открытое письмо изд. Шерер, Набгольц и Ко № 287, 1902 год
Тверская улица 1902г. Источник Открытое письмо изд. Шерер, Набгольц и Ко № 287, 1902 год