Найти тему

Имеет ли значение размер и возраст поющей чаши: 9 разных типов древних тибетских чаш

Оглавление

Существует восемь традиционных основных тибетских чаш «старого стиля»: чаши Тадобати, Джамбати, Ултабати, Нага, Мани, Манипури, Ремуна и Лингам. Девятый называется Копрабати. Каждый тип имеет уникальные особенности, которые касаются звука, размера, веса, габаритов и стоимости.

Можно выделить 9 видов древних тибетских чаш. Фото: nvkz-tub.ru
Можно выделить 9 видов древних тибетских чаш. Фото: nvkz-tub.ru

Имеет ли значение размер поющей чаши?

Да, размер поющей чаши существенно влияет на создаваемые ею звуки и вибрации.

Это объясняется тем, что тибетские чаши являются идиофонами. Идиофон – это самозвучащий звуковой инструмент, производящий звук за счет собственных вибраций.

Любая небольшая вмятина может повлиять на чашу настолько, что исказит ее звук.

Для чего нужны маленькие поющие чаши?

Поющие чаши диаметром от 7,5 до 15 см считаются маленькими. Благодаря своим высоким частотам они хорошо подходят для очищения пространства и различных звуковых практик активации энергии. Расслабиться же или медитировать на высоком звуке большинству людей будет довольно трудно.

Средние и большие тибетские чаши

Средние поющие чаши обычно имеют диаметр от 17 до 20 см, а диаметр чаш больших размеров начинается от 22 см и больше. Существует очень много разновидностей чаш, и можно найти чаши диаметром более 80 см

Самая большая поющая чаша, занесенная в Книгу рекордов Гиннеса, имеет диаметр 213 см!

Каковы восемь разных размеров тибетских поющих чаш?

В целом можно насчитать до 50 видов тибетских чаш как современной выковки или литья, таки в "винтажном" состоянии.

Но поскольку эти 50 типов очень похожи, большинство экспертов по чашам выделяют следующие восемь видов.

Тадобати

Чаша Тадобати. Фото: yogamarket.com
Чаша Тадобати. Фото: yogamarket.com

Чаши тадобати имеют высокие стенки и широкое плоское дно. Обычно они бывают малых и средних размеров. Боковые стенки этой поющей чаши прямые, с гладким или рифленым краем. Многие из чаш Тадобати датируются 15 веком и имеют звуковой диапазон в пять октав.

Джамбати

Чаша Джамбати. Фото: singingbowlmuseum.com
Чаша Джамбати. Фото: singingbowlmuseum.com

Самый большой тип тибетской чаши - Джамбати, изготавливается с участием как минимум четырех мастеров. Джамбати известны своими изогнутыми стенками и плоским дном. Большинство джамбати, представленных на рынке, отчеканены вручную, часто на них вырезаны мантры или рисунки, и они могут охватывать до четырех октав.

Ултабати

Чаша Ултабати. Фото: himalayansingingbowls.net
Чаша Ултабати. Фото: himalayansingingbowls.net

Напоминающий по форме котел, Ултабати имеет округлое дно с выгнутой наружу губой. Это также большая поющая чаша, как и Джамбати, но Ултабати обычно имеет чеканные, почерневшие или пестрые стороны.

Тип чаш Ултабати в основном известен тем, что производит резонансный звук ОМ, который сохраняется еще долго после того, как вы прекращаете играть. Поэтому его еще называют Чашей Ом.

Нага

Нага чаша. Фото: Handicrafts In Nepal
Нага чаша. Фото: Handicrafts In Nepal

Чаши нагов, также называемые чашами на пьедестале или чашами с ножкой, в основном тонкостенные, с закругленным дном.

У них, как и Ултабати, вокальный диапазон в пять октав, но они не такие резонансные, как у Тадобати. Более того, чаши нагов широко использовались в качестве чаш для подношения в религиозных церемониях и в наши дни встречаются крайне редко.

Мани

Нага чаша. Фото: singingbowlmuseum.com
Нага чаша. Фото: singingbowlmuseum.com

Тип конической поющей чаши с плоским дном. Чаши Мани имеют сужающиеся стенки и загнутую внутрь кромку. Он имеет диапазон в 3-й и 6-й октавах, на котором не так легко играть, как на других типах тибетских чаш.

Звуковые чаши мани традиционно использовались для молитвенных ритуалов, и в 16 и 18 веках их часто называли чашами мудры. Их уникальная форма напоминает ногу слона, а другое их название - «чаши чарма».

Манипури

Чаша Манипури. Фото:  The Singing Bowl Museum
Чаша Манипури. Фото: The Singing Bowl Museum

Чаши Манипури неглубокой формы, похожие на тарелку для супа, обычно имеют диапазон 3-й и 6-й октав. Благодаря расширенным боковым стенкам и закругленному низу на поющих чашах Манипури очень легко играть.

Можно найти чаши Манипури с декоративными краями из бусин, с мантрами и молитвами на стенках и с золотисто-бронзовой отделкой. Обычно их использовали в тантрических и шаманских практиках для церемоний и ритуалов водных духов.

Читайте подробнее:

Ремуна

Чаша Ремуна. Фото: Tibet Shop Sydney
Чаша Ремуна. Фото: Tibet Shop Sydney

У Ремуны выпуклый, чеканный вид с тонкими стенками, основание шире, чем диаметр каймы. Этот тип поющих чаш иногда имеет приподнятый холмик в центре, но он отличается от чаш для лингама. Вокальный диапазон Ремуны простирается от 3-й до 5-й октавы.

Лингам

Чаша Лингам. Фото: gangotri.ru
Чаша Лингам. Фото: gangotri.ru

Чаши лингама с выступающим центром и рельефным краем являются самым редким типом чаш. Они отличаются уникальной чистотой звука и интересной неглубокой формой. Считается, что при игре они призывает индуистского Бога Шиву. Их диапазон охватывает 3-ю и 6-ю октавы.

Девятый тип чаши: что такое чаша копрабати?

Лотосовая чаша. Фото: isingingbowls.com
Лотосовая чаша. Фото: isingingbowls.com

Относительно малоизвестной разновидностью поющих чаш являются чаши Копрабати или лотосовые чаши. Их диаметр - от 15 до 20 см. Звучат они в диапазоне 2-й и 3-й октавы. Обычно звуковые чаши Копрабати имеют тонкие и кованые стенки.

Помимо всех вышеперечисленных девяти видов древних металлических поющих чаш, сегодня существуют еще и хрустальные поющие чаши, однако нужно понимать, что это — новое изобретение.

Читайте также: