Как ни странно, но в наш век науки в отношении этого человека идет много споров. Умер ли он или уже почти 100 лет находится в трансе, в который сам себя погрузил, используя загадочные, недоступные широкой и маловерующей публике, практики. А если умер, то почему его тело уже столетие неизменно, и откуда он знал, что его тело будет нетленно? Это признак его святости или особенности захоронения? А чем вообще прославился наш соотечественник, что удостоился быть центральной фигурой в буддийском монастыре? Давайте расскажу.
Будущий Пандито Хамбо-лама (глава буддистов в РИ, СССР, РФ) XIII, бутятский религиозный деятель - Даши-Доржо Итигэлов родился в 1852 г недалеко от современного улуса Оронгой Иволгинского района Бурятии. С детства и до 15 лет он был пастухом овец, а в 15 лет он пешком прошел 300 км до Анинского дацана (монастыря) и в течении 23 лет постигал буддийские учения.
В 80 гг XIX в Итигэлова, как принадлежащего к казачьиму сословию, пытались отправить на военную службу, но настоятель Ананского дацана попросил прихожан сбрасываться на взнос в казну империи за освобождение Итигэлова от военной службы (это был законный вариант). Плата за него вносилась 15 лет, а Итигэлов имел возможность продолжать свое образование.
Достигнув высот в изучении буддизма, и защитил звания гэбши, а позже и габжи (буддийские монашеские научные степени). Также он получил весомый объем знаний в тибетской медицине.
В 1898 г Д.-Б.Итигэлов начал исполнять обязанности гасхы-ламы и преподавать буддийскую философию.
В 1904 г Д.-Д.Итигэлов стал настоятелем Янгажинского дацана. Во времена русско-японской войны Д.-Д.Итигэлов на все свои деньги, а также пожертвования прихожан построил в память о павших дуганы (храмы) Чойра и Дэважин.
В 1911 г его выбрали двенадцатым Пандито Хамбо-ламой буддистов Восточной Сибири.
В самом начале Первой мировой войны Д.-Д.Итигэлов создал Общебурятское общество, в которое вошли 120 уважаемых духовных и светских лиц. Это Общество собрало для нужд армии 130 тыс рублей. Также они регулярно поставляли продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и оборудование для прифронтовых госпиталей. Также в прифронтовые госпитали были направлены эмчи-ламы (ламы, практикующие тибетскую медицину).
В 1915 г Д.-Д.Итигэлов был награжден высшей наградой Монголии - орденом Драгоценного жезла. А в 1916 г за особые заслуги по оказанию помощи участникам войны и их семьям, в том числе семьям павших, он был награжден орденом Святой Анны II степени.
Летом 1917 г на Общебурятском съезде он был избран его председателем, правда он пробыл на этой должности недолго, из-за здоровья он вскорости сложил свои полномочия, в том числе Пандито Хамбо-ламы, и вернулся в Янгажинский дацан.
После революции ситуация с гонениями на священослужителей усугублялась. Д.-Д.Итигэлову предлагали уехать в Монголию, но он всегда говорил, что за ним не успеют придти.
По легенде, 15 июня 1927 г Д.-Д.Итигэлов собрал всех своих учеников, сел в позу лотоса и сказал им, чтобы они навестили его тело через 75 лет, попросил их читать специальную молитву-пожелания для умершего, но ученики не осмелились произносить эту молитву в присутствии живого учителя. Тогда он сам начал читать эту молитву и ученики включились в этот процес. Находясь в состоянии этой медитации Д.-Д.Итигэлов умер (согласно будлийскому учению ушел в нирвану).
Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении в котором умер - в позе лотоса.
Впервые захоронение Д.-Д.Итигэлова было открыто группой лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой в 1955 г. Сделано это было тайно. Они вытащили саркофаг с телом, убедились в неизменности состояния его тела, ламы сменили одежду и обувь, провели свои обряды и поместили обратно в могилу.
В следующий раз захоронение Д.-Д.Итигэлова было потревожено в 1973 г XIX Пандито Хамбо-ламой, они провели такие же процедуры, что и в 1955 г и вернули тело на место. Тело было в сохранности.
7 сентября 2002 г один из старейших жителей улуса Гильбира показал XXIV Пандито Хамбо-ламе местонахождение захоронения Д.-Д.Итигэлова. 10 сентября этого же года Хамбо-лама с группой лам и представителем властей подняли саркофаг с Д.-Д.Итигэловым и, проведя обряды, перенесли его тело в Иволгинский дацан. 31 октября 2008 г был освящен Благословенный Дворец Хамбо-ламы Итигэлова, куда было перенесено его нетленное тело.
Феномен нетленности его тела, конечно, было исследовано, с разрешения высших будлийских лидеров, учеными.
Взяв образцы волос, ногтей и частиц кожи ученые установили, что температура тела Д.-Д.Итегилова 20 градусов, трупный запах тела полностью отсутствует, белковые структуры кожи имеют прижизненные характеристики, концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз. Местами кожа имеет повреждения, это произошло из-за того, что при открытии саркафага в 1973 г в него зачем-то была засыпана соль.
Также наличием в саркофаге соли можно объяснить и тот факт, что вес тела ламы колеблется. В дни массовых посещений его вес увеличивается на 100 гр. Высушенные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела. А в первые несколько лет после открытия саркофага тело Д.-Д.Итигэлова набирало до 2 кг ежегодно и за 6 лет вес увеличился примерно на 10 кг и составил 41 кг.
На прямой вопрос: "Жив ли XIII Глава буддистов России?", ученые ответили: "Однозначно нет, при температуре тела 20 С человек не может быть живым".
С 2005 г любые исследования тела XIII Пандито Хамбо-ламы были запрещены действующим верховным ламой.