Пока объединенные силы НАТО на западных границах России «упражняются» в отработке ядерного удара по нашей стране, а Великобритания предлагает союзникам отправить «экспедиционный корпус альянса» на Украину, председатель СНБО Украины А. Данилов заявляет о намерении Киева довести демилитаризованную зону до Москвы и Санкт-Петербурга.
И на информационном фронте не ослабевает «работа», направленная на подрыв устойчивости России.
В очередной раз, теперь через Bloomberg, общественности подсунули некий мутный «вброс» – статейку с намеками, будто «Владимир Путин дает понять США, что готов обсудить завершение войны в Украине». Подобный сюжет, кстати, продвигали некоторое время назад и в массовом News-Week, и в статусном The New York Times. Вероятно, подразумевалось, что в истеблишменте США есть силы, адекватно оценивающие возможные угрозы нарастающего американо-российского противостояния как результата авантюристической политики «группы» Байдена. Чему пример, в частности, разоблачительные публикации известного журналиста Сеймура Херша о взрывах Северных потоков. Информацию, на которой они основаны, не найдешь в интернете…
Скажем: да, есть такие силы. Но столь ли прозрачна в отношении наших интересов их позиция?
Конечно, строить версии на тему секретных каналов связи представителей разведок (или каким-то образом присутствующего олигархата, вспомним Абрамовича в Стамбуле) двух стран – захватывающее занятие. Хотя часть американских экспертов осторожно реагирует на подобные «вбросы». «Русские, начиная с Путина, публично заявляли, что готовы к переговорам в течение нескольких месяцев», - говорит Сэмюэл Чарап, старший политолог RAND Corp - «Это может быть ловушка, блеф или коварная попытка вбить клин. Или это может быть реально. Пока кто-нибудь не проверит это предположение, мы никогда [ничего] не узнаем наверняка».
Десятки раз, публично обращаясь к самой широкой аудитории, глава МИД Сергей Лавров говорил, что Россия готова к диалогу со странами, заинтересованными в том, чтобы положить конец попыткам выстраивания собственной безопасности за счет безопасности других.
Да и сам президент Владимир Путин во многих выступлениях подчеркивал, что «Россия готова к переговорам с Украиной, Европой и США, но исходя из своих интересов… отмечал, что если США считают, что Украина готова вести диалог, они должны добиться отмены решения президента Украины Владимира Зеленского, который осенью 2022 года подписал указ о запрете на переговоры с Москвой».
Однако Вашингтон предпочитает делать вид, что ничего подобного не звучало, выдавая желание дискредитировать российскую власть «играми» в «свою особую осведомленность о тайных намерениях Кремля».
Публикация в Вloomberg скроена с целью подогреть недоверие к власти в России. И редакция, раздувая собственную значимость, ссылается в статье ( для пущей достоверности) на свои о-очень закрытые «источники», которые поделились с изданием эксклюзивной информацией: «российский президент сигнализирует через неофициальные каналы, что готов обсудить будущие меры безопасности для Киева».
Разумеется, не обошлось без таинственных «собеседников», знамо дело, «близких к Кремлю». Помнится, подобная практика была излюбленным приемом главреда одной московской либеральной радиостанции, ныне ликвидированной. Тот любил многозначительно ссылаться на свою тесную близость с источниками из коридоров президентской Администрации…
Правда, Вloomberg опытный игрок и слегка микширует эту информацию замечанием, что «официальные лица США настроены скептически и не видят никаких признаков того, что Путин хочет прекратить войну». При этом агентство, как уже говорилось, ссылаясь на «двух человек, близких к Кремлю», которые естественно, просили не называть их имен, пишет, что Путин «проверяет почву», «прощупывает США по косвенным каналам на предмет того, готовы ли США вступить в переговоры о прекращении войны на Украине». И более того, по словам «источников», «может быть готов рассмотреть возможность отказа от настаивания на нейтральном статусе Украины и даже в конечном итоге отказаться от противодействия возможному членству в НАТО, угроза которого была основным оправданием российского вторжения».
«Я не верю, что Путин готов к переговорам в настоящее время, под этим я подразумеваю, что он не готов идти на какие-либо уступки», - говорит Пол Сондерс, президент Центра национальных интересов в Вашингтоне, более трезво оценивая ситуацию.
У публикации в Вloomberg свои задачи. С одной стороны, посеять сомнения среди сторонников президента в преддверии выборов насчет его решимости добиться заявленных в начале СВО целей, поддержанных большинством населения, отвергающего путь закулисных соглашений с уступками Западу. Подобные подозрения уже провоцировали бурную реакцию общественного возмущения на невнятные формулировки предварительных итогов «мирных» переговоров в Белоруссии и Стамбуле в прошлом году, что выражалось в наводнивших медиа известных «определениях»: «Путин слил», «договорняк» и т.п.
Сегодня тамошние высокопоставленные аналитики в погонах, видимо, просчитали, что дела их клиента в Киеве плохи. К тому же в США приобрела небывалую остроту предвыборная борьба. Так почему не качнуть социальную стабильность в России испытанными методами?
С другой стороны, Вloomberg и стоящие за ним силы озабочены тем, что «намеки на открытость России к переговорам - даже если они неискренние - могут посеять раскол среди союзников Украины, изолировать Киев и подорвать усилия президента Владимира Зеленского заручиться поддержкой его собственной формулы мира, которая требует полного вывода российских войск».
Bloomberg News даже обратились к пресс-секретарю Кремля Дмитрию Пескову с вопросом об условиях возможных переговоров, но он подтвердил позицию России: «Мы полны решимости достичь наших целей. И предпочли бы завершить это дипломатическими средствами. В противном случае военная операция будет продолжаться до тех пор, пока мы не достигнем наших целей».
Однако осмелевший от западной поддержки Киев категорически отвергает «признание контроля Кремля над территорией, которую он оккупировал в последние годы и которая сейчас составляет около 18% территории Украины, включая земли, захваченные после начала его вторжения два года назад».
Заметим, американцы при этом лицемерно маскируют свое ключевое участие в решениях и политике украинских властей: « Мы не осведомлены об описанных (в статье Bloomberg, прим. ред) изменениях в позиции России», - с пафосом заявила представитель Совета национальной безопасности США Эдриен Уотсон. - «Украине решать, вести ли переговоры с Россией, когда и как».
Вместе с тем, возможности Украины продолжать войну в долгосрочной перспективе уже не столь оптимистично оцениваются даже ее кураторами. А всплывшая (дез)информация о том, что якобы существует какой-то секретный канал для контактов России и США для урегулирования ситуации, по понятным причинам, «чертовски пугает» сидельцев на Банковой. Да еще Д. Трамп на предвыборном митинге подбросил дровишек в огонь - пообещал за сутки установить перемирие!
И тут же Фиона Хилл, бывшая высокопоставленная чиновница Белого дома, отвечающая за Россию, достает битую карту о «русском следе», косвенно ссылаясь на публикацию в Bloomberg : Это, мол, «русские хотят… им так выгодно, чтобы мы восприняли идею о том, что канал существует и что все зависит от США, поэтому никто и ничто другое не играет роли… Это классическая российская пьеса».
Идея о существовании «секретного обратного канала» связи с Кремлем циркулировала и в европейских столицах, хотя официальные лица отрицали, что им что-либо известно об этом.
«До меня дошли эти слухи, и я не знаю, что с ними делать - чтобы добиться политических выгод, чтобы их (видимо, кого-то из представителей российских властей, прим. ред.) воспринимали как умеренных», - сказал советник Швеции по национальной безопасности Хенрик Ландерхольм в интервью в Вашингтоне, где он встречался со своим американским коллегой Джейком Салливаном. И подытожил: «Путин, очевидно, был бы очень рад, если бы смог добиться соглашения, основанного на нынешних территориальных приобретениях, о чем, конечно, не может быть и речи для наших украинских друзей».
Но и для России, чего никак не хотят признать «бывшие партнеры» на Западе, не может быть и речи об отступлении с обозначенных еще в декабре 2021 года позиций. Они продолжают вести свою линию любыми средствами, хотя контрнаступление Украины в прошлом году, подкрепленное поддержкой режиссеров этой войны и оружием на десятки миллиардов долларов, не принесло ожидаемых результатов. Надежды на вытеснение/поражение российских войск тают. Да и поддержка Запада не столь масштабна, как ранее. Согласно недавнему отчету Bloomberg, ЕС поставит лишь чуть более половины 1 миллиона снарядов, которые он обещал Украине к 1 марта.
Россию это ни в коем случае не должно вводить в победную эйфорию. Как сообщает WSJ 3 февраля, в отсутствии необходимого количества боеприпасов, Украина пытается производить миллионы взрывоопасных дронов. И уже производит 62 вида беспилотников. Среди них - с большим радиусом действия, которые применяются в террористических атаках на отдаленные от линии фронты объекты, мирные города и поселки в России.
Поступают туда и новые партии вооружений, в частности, из Франции…
«Мы движемся к патовой ситуации, замороженному конфликту, в котором Украина больше сосредотачивается на защите и восстановлении того, что у нее есть, чем на попытках вернуть Донбасс и Крым», - считает Чарльз Купчан, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям США.
Между тем, «закулисье» действует. Некоторое время назад New York Times вновь сообщила, будто некие посредники передали официальным лицам США, что Путин выразил заинтересованность в прекращении огня, которое заморозило бы войну вдоль нынешней линии фронта.
Не знаю, кого они держат за идиотов, буквально подталкивая нас к согласию на подобный «мир». Не надо быть военным стратегом, чтобы понять: Россия ничего не выиграет от «заморозки» конфликта, разве что в самом недалеком будущем столкнется на западном фронтире с еще более опасными для себя угрозами. К тому же всем, принимающим у нас решения по стратегии и тактике военной операции, стоит обратить внимание на выводы и анализ ситуации военного эксперта Wilson Center * Дэна Уайта, наметившего путь к победе Украины через пошаговое экономическое и военное давление на Россию в таком типе войны, который он называет «войной на истощение». При этом взглядом профессионала указывая на некоторые уязвимые места российской армии.
Надеюсь, подобные, квалифицированные, пусть и со стороны врага, сценарии, без всякой конспирологии о «тайных каналах связи», не остаются в России без внимания наделенных властью и обладающих необходимой ответственностью людей, отвечающих за будущее страны.
Роман Коломойцев
* Wilson Center признан нежелательной организацией на территории России с 2022 года.