- Парень с таблицей, а кто ты без неё?
- Социолог, главный нефтяник империи, изобретатель лучшего пороха 19-го века, воздухоплаватель и создатель управляемого аэростата, друг ссыльных декабристов, профессор, тайный советник, настоящий сибиряк, глава русской метрологии, развенчатель всех магов, медиумов и прочей околонауки, обладатель колоритного портрета на одноименной станции метро, производитель эксклюзивных чемоданов, которые заставляют лопаться от зависти Луи Виттона, один из основателей старейшего НПЗ в России, описатель двигателя внутреннего сгорания и изобретатель первой вд-шки,да и вообще – у меня есть борода, любая дама скажет мне да, раунд!
Как вы, мои дорогие читатели, уже успели догадаться речь сегодня пойдет о Кипчоге и Болте Российской империи 19-го века в одном лице – Дмитрии Ивановиче МЕНДЕЛЕЕВЕ. Он родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Для Марии Дмитриевны Менделеевой маленький Дима стал 17-м и последним ребенком в семье. И это в те «дремучие» времена, когда слово материнский капитал было лишь пустым звуком. 17 попыток на то, чтобы подарить России нового Ломоносова. А может быть это число действительно обладает некой магией, и если поставить перед собой цель выбежать 5 километров из 30, 25, 20, 18 минут, то это обязательно получится с 17-ой попытки, кто знает? Почетная должность отца прочила юному Менделееву безоблачное будущее, однако, кто-то донес, что директор разрешает гимназистам, живущим в пансионе, в пост есть скоромное, и жизнь разделилась на до и после. От пережитых испытаний Иван Павлович ослеп и оставил должность - это случилось вскоре после рождения "последыша" Дмитрия. Многодетная семья не могла прожить на крошечную пенсию, и Мария Дмитриевна слезно попросила денег у брата Василия. Денег прижимистый братец ей не дал, но отдал в распоряжение убыточный семейный стекольный завод. Разоренный завод продолжал работать в убыток, нередко управляющая слезно просила крестьян поработать "в долг". Саму ее кормило подсобное хозяйство. Однако, несмотря на все трудности, стекольное дело было налажено, и мама смогла вернуться в Тобольск, чтобы дать своим детям достойное образование.
Тобольск – столица Сибири, вольный город, лишенный крепостного права, расположенный на пересечении крупных торговых путей, соединяющих далекий Петербург и неведомый Китай. В доме Менделеевых бывают и освобожденные декабристы, и гости, приехавшие из столицы - как, например, Петр Ершов – автор «Конька-Горбунка». Вечерние разговоры несомненно придают смелости помыслам юного Димы Менделеева.
Небольшой интересный факт – род Менделеевых не такой уж древний и старинный. Первым носителем столь звучной фамилии стал отец Дмитрия. По устоям той эпохи в случае если несколько братьев становились священниками, то фамилию отца мог унаследовать только один из них, а остальные вынуждены были получить новую. Вот обладателем такой новой фамилии и стал отец Дмитрия Менделеева. По семейной легенде Менделеев в училище страстно любил меняться, то есть делать мену, от чего и стал обладателем столь звучной фамилии (проезжая по серой ветке метро, обязательно вспомните, что название этой станции обязано тому, что когда-то в Тверской духовной семинарии происходил великий круговорот безделушек).
А вообще, многие обладатели красивых и звучных фамилий обязаны своим предкам – выпускникам духовнох семинарий. Так, например, один видный государственный деятель начала девятнадцатого века образовал свою фамилию от латинского глагола spero, sperare - «уповать, надеяться» Вы его. Конечно, без труда назовёте – Михаил Михайлович СПЕРАНСКИЙ.
Учеником Дмитрий Иванович был крайне непоседливым - школу прогуливал, дрался, оставался на второй год, благодаря чему стал в один ряд с Циолковский и Эдисоном. Так что помните, если ваш ребенок в конце года вдруг начал говорить, что он теперь новый Менделеев и Циолковский, то возможно Вас ожидают плохие новости 🙂.
Хоть МКАДа тогда ещё и не было, но территориальное неравенство существовало во все времена, поэтому пределом мечтаний Тобольского абитуриента мог быть лишь Казанский Университет. Но блат, кумовство и личное обаяние тоже не являются новшествами третьего тысячелетия. Поездка матери в Петербург увенчается успехом и, благодаря определенным связям своего отца, наш герой поступает на физико-математический факультет Главного педагогического института в Санкт- Петербурге, который он закончит с золотой медалью. До этого знакового события мама, увы, не доживет, а благодарный «последыш», как сам себя он нередко называл, посвятит ей свой первый крупный научный труд «Исследование водных растворов по удельному весу».
Университетские годы Дмитрия Ивановича были омрачнены страшным диагнозом – туберкулез, неизлечимая по тем временам болезнь. Поэтому, имея первоочередное право распределения, как медалист, Дмитрий просится на юг, в Одессу, в надежде, что целебный морской воздух вырвет из рук костлявой хотя бы несколько лет. Ну а, может быть, он ещё до выхода фильма понимал, что на небе только и разговоров, что о море 🌊.
Однако Менделееву суждено было прожить долгую жизнь. Доктор, осмотревший будущее светило науки, постановил: «Менделеев здоров, переживет и его самого, и доктора, который поставил смертельный диагноз». А потом добавил, что в университете нужно было меньше прогуливать физкультуру и просить доктора выдать справочку с освобождением на недельку-другую. Тем доктором был Пирогов.
Работа простым учителем не приносит большого дохода, и Менделеев вынужден бороться за Демидовскую премию. Успешно. Его учебник по химии становится образовательным хитом своего времени, наглядно демонстрируя, что бестселлеры могут появляться и за полтора века до Гарри Поттера. Улучшенное материальное состояния и звучное в научных кругах имя позволяют ему перебраться в столицу и начать работу над диссертацией. Кто-то говорит, что тему диссертации определил водоворот питерских тусовок, кто-то наоборот утверждает, что к этому Дмитрия Менделеева подтолкнуло одиночество, но так или иначе из под пера мэтра в 1865 году выходит труд «О соединении спирта с водою» - Гибкий Зож своего времени, который стал отправной точкой для научной карьеры Дмитрия Ивановича. А что было дальше, спросит любопытный читатель? 🙂
А дальше была история. Продолжение в следующей части 😉.