Найти в Дзене
Вспоминая легенду

«Раскалывать Андрюшку было одно удовольствие». Актерские байки Театра сатиры.

«Стулья» приехали, «Стулья» приехали!» – кричали зрители, когда артисты Театра сатиры приезжали на провинциальные гастроли. Успех «Кабачка «13 стульев» был просто невероятным, что очень злило главного режиссера театра Валентина Плучека. «Если вы не перестанете сниматься в этом «Кабачке», то не будете играть в театре!» – говорил режиссер. Однажды в Театре сатиры была поставлена пьеса про Карибский кризис под названием «Бремя решений». Пьеса была почти документальным, серьезным и остро-политическим произведением. Андрей Миронов играл президента Джона Кеннеди, Михаил Державин – министра обороны Макнамару, а Спартак Мишулин выступал в роли генерала Тейлора. В спектакле играло и множество других участников «Кабачка «13 стульев». Во время появления актеров на сцене зал шептал: «О! Пан Ведущий!» – на Державина. Потом появлялся Мишулин, а зал: «О-о-о! Пан Директор!». После премьеры спектакля в одной из газет вышла статья с заголовком: «В театре Сатиры силами «Кабачка «13 стульев» был решен Ка

«Стулья» приехали, «Стулья» приехали!» – кричали зрители, когда артисты Театра сатиры приезжали на провинциальные гастроли.

Успех «Кабачка «13 стульев» был просто невероятным, что очень злило главного режиссера театра Валентина Плучека. «Если вы не перестанете сниматься в этом «Кабачке», то не будете играть в театре!» – говорил режиссер.

Однажды в Театре сатиры была поставлена пьеса про Карибский кризис под названием «Бремя решений». Пьеса была почти документальным, серьезным и остро-политическим произведением. Андрей Миронов играл президента Джона Кеннеди, Михаил Державин – министра обороны Макнамару, а Спартак Мишулин выступал в роли генерала Тейлора. В спектакле играло и множество других участников «Кабачка «13 стульев».

Во время появления актеров на сцене зал шептал: «О! Пан Ведущий!» – на Державина. Потом появлялся Мишулин, а зал: «О-о-о! Пан Директор!». После премьеры спектакля в одной из газет вышла статья с заголовком: «В театре Сатиры силами «Кабачка «13 стульев» был решен Карибский кризис». Но то, что происходило на сцене, было еще смешнее.

Афиша спектакля «Бремя решений».
Афиша спектакля «Бремя решений».

В сцене заседания в Овальном кабинете Белого дома был такой диалог:

– Что у вас, Томпсон? – обращался Андрей Миронов к Спартаку Мишулину.

– Господин президент, на вторник назначена бомбардировка Кубы.

Но слово «бомбардировка» Спартак Мишулин выговорить не мог, поэтому каждый раз получалось что-то вроде «брам-бра-бди…борбан….»

К следующему спектаклю Мишулин решил серьезно подготовиться. В сцену заседания в Белом доме он вышел с советской школьной тетрадкой в клеточку, где большими буквами было написано «БОМБАРДИРОВКА». Миронов задает ему вопрос, а Мишулин снова: «бом… брам». Давясь смехом, все артисты уползли со сцены.

Сцена из спектакля «Бремя решений». Андрей Миронов – Джон Кеннеди, Раиса Этуш – Жаклин Кеннеди.
Сцена из спектакля «Бремя решений». Андрей Миронов – Джон Кеннеди, Раиса Этуш – Жаклин Кеннеди.

И вот Спартаку Мишулину все это надоело до чертиков и на следующем спектакле, когда все уже были готовы к запинке, он вдруг сказал: «Господин президент, на 9 июня назначен… бомбовый удар по Кубе». Занятые в сцене актеры онемели. От неожиданности Миронов накинулся на какого-то «генерала» из массовки: «А вы почему молчите?» Тот совершенно растерялся и испуганно заявил: «А я-то чего? Я вообще в конце сцены говорю!».

За кулисами дали финальный выстрел, символизирующий убийство президента Кеннеди, на который Миронов среагировал падением в луч света. Остальные актеры в истерике отползли за кулисы.

В тот день второе действие спектакля «Бремя решений» заняло всего 8 минут. Зрители после коротких аплодисментов в недоумении покинули зал.

Андрей Миронов на сцене Театра сатиры.
Андрей Миронов на сцене Театра сатиры.

Чаще всего объектом шуточек со стороны коллег становился Андрей Миронов. «Раскалывать Андрюшку было одно удовольствие. Все мы смешили его много раз», – вспоминал Михаил Державин.

В 1970 году Театр сатиры представил спектакль «У времени в плену» о событиях революции 1917 года. Спектакль шел долгие годы и всем актерам уже порядком поднадоел, из-за чего они стали хулиганить на сцене.

Актеры спектакля «У времени в плену» с режиссером-постановщиком Валентином Плучеком.
Актеры спектакля «У времени в плену» с режиссером-постановщиком Валентином Плучеком.

Михаил Державин, игравший белогвардейца, придумывал для Андрея Миронова разные розыгрыши. Он то приклеивал длинный ноготь на мизинец и чесал им нос, то наклеивал длинные ресницы, усы, бакенбарды, то делал себе оттопыренные уши.

Каждый раз, когда в репертуаре значилась эта революционная пьеса, Миронов покрывался холодным потом, потому что знал – жди беды от Державина.

Андрей Миронов в спектакле «У времени в плену».
Андрей Миронов в спектакле «У времени в плену».

Однажды Андрей Александрович даже прибежал в гримерку и попросил: «Минь, давай сегодня без штучек!». За кулисами перед спектаклем Миронов оглядел Державина и, увидев, что все в порядке, успокоился.

О том, что было дальше Михаил Михайлович вспоминал так: «Перед вторым актом спектакля на меня уже работал гримерный цех: в три секунды мне наклеили заранее приготовленный парик: лысый, да еще с внушительной шишкой − совершенно дикая лысина из какого-то детского спектакля. Я выхожу на сцену. У Андрюши грустные глаза: все-таки играем последний спектакль. Я крайне серьезно произношу свой текст: "А теперь рапорт юнкера Павловского полка…" И, пристально глядя на Андрюшку, снимаю фуражку, вытираю лоб и надеваю ее обратно. Все, ничего больше… Он буквально захлебнулся от хохота».

Михаил Державин в спектакле «У времени в плену».
Михаил Державин в спектакле «У времени в плену».

Как-то раз Миронов еле успел отвернуться и скрыть от зрителей смех в драматической финальной сцене «Трехгрошовой оперы», когда его герой готовится к казни.

Звучат слова: «Сейчас сюда примчится вестник короля», скоро на сцену должен выйти этот самый вестник – Браун в исполнении Державина. Но за секунду до этого Миронов бросает взгляд за кулисы, а там Михаил Державин на детской деревянной лошадке на колесиках из спектакля «Пеппи Длинныйчулок».

Сцена из спектакля «Ревизор».
Сцена из спектакля «Ревизор».

Но не только артисты веселили и друг друга, и зрителей. Котяра, который жил в театре и был всеобщим любимцем, как-то раз выскочил на сцену в «Ревизоре» в самый кульминационный момент. Недолго думая, он пробежался по спине пианиста и повис на занавесе.

Подсвеченный софитами, раскачивающийся под звуки музыкального сопровождения кот создал неповторимый эффект. Зрители смеялись и рукоплескали удачному финалу спектакля.

В тот день на «Ревизоре» присутствовал и иностранный режиссер, который, восхитившись творческим решением режиссера, долго расспрашивал Плучека, как он добился от кота, чтобы тот вовремя вышел и так точно сыграл! Недолго думая, Валентин Плучек ответил: «Дрессируем». Иностранный режиссер явился в театр и на следующий день, чтобы увидеть дрессированного кота, но выхода его не дождался. Потом переживал: «Где же кот?» Артисты только развели руками и ответили: «Обожрался и отдыхает».

Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.

Вам также может понравиться:

Настоящая дружба и розыгрыши двух Народных артистов СССР – Ростислава Плятта и Юрия Никулина.
Вспоминая легенду18 мая 2023
«Жизнь моя – кинематограф…» 10 фотографий со съемок наших любимых советских фильмов и истории, которые с ними связаны.
Вспоминая легенду4 августа 2023