Фильм "Охота жить" 2014-ого года снят по мотивам рассказов Василия Шукшина "Осень," "Билетик на второй сеанс", "Охота жить". Получилась пронзительная история о жизни таёжного советского села, показанная через судьбы героев.
В качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли Филиппа , чья жизнь буквально прожита на экране, выступил Сергей Никоненко. До войны Филипп плотничал, а после ранения в голову в "наклон" работать не мог и пошел в стрелочники на железной дороге. Провожая поезда, под стук колёс Филип часто вспоминает первую любовь, красавицу Марью.
Они любили друг друга, но Марья была глубоко верующей, а он комсомолец. Без венчания замуж она идти на отрез отказалась из-за чего их судьбы разминулись. Филип и Марья пронесли свои чувства и щемящюю боль по несбывшемуся через всю жизнь, хотя каждый создал свою семью.
Образ жены Филиппа гениально воплотила Алла Мещерякова всего в нескольких минутах экранного времени.
Её тихий, мягкий голос, любящий, проникновенный взгляд , походка и весь облик раскрывают судьбу женщины, прожившей с мужем, который не смог забыть своей юношеской любви, и смирившейся с ролью нелюбимой. Но в то же время она счастлива, что они прожили честную жизнь, подняли детей , что смогла стать подругой жизни, помощницей и опорой для человека, которого любит и уважает. В рассказе Шукшина характер этого персонажа прямо противоположный, но в контекст фильма вписывается именно такая героиня, соединившая в себе лучшие качества русской женщины.
Роль возлюбленной Филлипа, Марьи в молодости исполнила Алина Горбенко,
а в зрелые годы Екатерина Воронина.
Обе актрисы убеждают зрителя, что их героиню действительно можно любить всю жизнь.
От своего напарника по работе Филипп узнает о похоронах Марьи Ермиловой, и спешит догнать похоронную процессию, чтобы попрощаться с любимой. У гроба разворачивается нелепая сцена ревности и перебранки Филиппа и овдавевшего Павла Ермилова, мужа Марьи.
Павел, колоритно сыгранный Валерием Бариновым, некогда прельстил Марью согласием на венчание, но счастья с ней не нашёл, чувствуя что сердце жены навсегда предано Филиппу. Работая на складе он всю жизнь подворовывал, засчёт чего жил в материальном изобилии.
И вроде бы многое к чему стремился получил, а судьбой своей был настолько не доволен, что вздумал просить у Николая Угодника билет на второй сеанс, чтобы родиться заново. Павел осознает, что такая тоска душевная у него от безбожной, греховной жизни, но все же продолжает винить в своих несчастьях других, и прежде всего покойную Марью, не любившую его.
За Николая Угодника пьяный Павел принял собственного тестя, в исполнении блистательного Станислава Любшина.
Не возможно не упомянуть о ярком исполнении Ниной Усатовой вдовы Поли, к которой некогда хаживал за утешением Павел.
Стоит отметить, что многие события фильма разворачиваются на фоне заброшенной церкви без креста с полуразрушенным куполом, но крепкими стенами. На мой взгляд это символизирует непоколебимость русского духа и глубинного православного менталитета, вне зависимости от политических веяний.
Совсем затосковавший после смерти любимой Марьи Филипп уходит в тайгу на охоту. В одну из ночёвок в таёжной избушке к нему жалует нежданный гость, замёрзший от длительного скитания по Тайге.
Молодой человек, принятый Филиппом первоначально за отставшего от экспедиции геолога оказался беглым из тюрьмы. Филипп поступок преступника не одобряет, однако проявляет великодушие и не выдает его нагрянувшим гостям, один из которых местный участковый.
Поутру беглый незаметно уходит прихватив ружье Филиппа. Обнаружив пропажу Филлип быстро настигает вора, но по доброте душевной отпускает с миром отдав ему в пользование до первого села свое ружье, заботливо предостерегая о опасности от голодной стаи волков.
Такое милосердие могло бы отогреть и исцелить иную огрубевшую душу, но беглый оказывается человеком с сожженной совестью, что приводит к трагическим последствиям для Филлипа. Преступник хладнокровно убивает его выстрелом в спину.
На этом заканчивается рассказ Шукшина "Охота жить".
В фильме же в вечности Филиппа встречает его Марья. Ведь идя по этой жизни, они смотрели в одну сторону и шли одним путем, а разлучила их всего лишь идейная молодая горячность.
У Шукшина умалчивается о судьбе беглого. Здесь он получает воздаяние. В тайге преступника настигает и загрызает стая волков.
Этот высокохудожественный фильм, снятый в лучших традициях советского и российского кинематографа, пробуждает, как сказал Александр Сергеевич Пушкин, светлые чувства . Жаль, что такой замечательный фильм малоизвестен и на мой взгляд недооценен.