Найти тему
Наука и фантастика

Музыка внутреннего космоса: Дмитрий Курляндский

Картинка от Креа
Картинка от Креа

Хочу поделиться музыкой не для всех. Кому хочется красивой мелодии и бодрого ритма, могут далее не читать.

Автор музыки - композитор Дмитрий Курляндский. Родился в 1976, закончил Московскую консерваторию, с 2022 живет во Франции.

Много сотрудничал с московским "Электротеатром Станиславский" и с другими театрами в России и за рубежом.

Фото из сети
Фото из сети

В 2014 он сочинил пьесу "Исследования внутреннего космоса" (Inner space investigations) для струнного квартета, которая позднее была переименована и теперь называется "Карты несуществующих городов".

Инструменты в этой пьесе должны звучать необычно, и партитура тоже имеет необычный вид (хотя в современной музыке встречается всякое).

Партитура. Картинка отсюда: https://geste.hypotheses.org/page/2
Партитура. Картинка отсюда: https://geste.hypotheses.org/page/2

Это практически табулатура. В каждой клеточке - прямоугольник из четырех частей, соответствующих четырем струнам. Черным, серым и белым обозначен характер извлечения звука. Мелкие квадратики - пути перемещения артистов.

Визуально эта партитура напоминает или города, или острова (города на островах), или планеты и звезды (а на планетах - острова и города).

Картинка от Креа
Картинка от Креа

Недавно Дмитрий Курляндский выложил электронное сочинение с тем же названием, Inner space investigations.

Я спросила у композитора, как соотносятся прежняя пьеса и нынешняя. Он ответил, что материал примерно тот же, только в новой пьесе "смесь человеческой (моей) и машинной интуиции (генеративная музыка). Но все это работает с предсочиненным материалом (от которого в итоге ничего не остаётся - он полностью перерабатывается и деформируется)".

Такую музыку можно слушать, не сильно вдумываясь в то, как это сделано, а исследуя свой собственный внутренний космос. Или воспринимая звучание пьесы как внешний космос, взаимодействующий с внутренним (попробуйте, он вправду взаимодействует).

-----

В последнем романе из моей космооперы "Хранительница" инопланетный композитор, принц Ульвен Киофар Саонс, жалуется своей "второй матери", Юлии, что он вынужден угождать вкусам широкой тиатарской публики, идя на компромиссы. Она пытается возражать:

– А твои электронные композиции? «Слияние галактик», «Металлический астероид», «Сквозь время»?..

– Абстрактные эксперименты, выросшие из идеи «гармонии сфер» и из опытов с «коконом покоя» госпожи профессора Камелии. Их никто здесь не понимает.

Всякому композитору хочется, чтобы его музыку слушали. А всякому писателю хочется, чтобы его книги читали.

Романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Новый роман - "Возвращение Улисса" - закончен и полностью доступен на Литрес и Литмаркет.