Найти тему
Digital Economist

Понятие и разновидности цифрового карго-культа

Когнитивный диссонанс – состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций [Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие – М.: Аспект Пресс, 2005].

Когнитивный разрыв – разница в уровнях знаний и компетенций между обособленными социальными группами, настольно существенная, что социальная группа с низким уровнем знаний не в состоянии понять и признать ситуацию неравенства, но в состоянии обнаружить по внешним признакам преимущества социальной группы с высоким уровнем знаний. Когнитивный разрыв сопровождается когнитивным диссонансом у участников менее развитой социальной группы, особенно у её лидеров. При этом выявить и определить причину когнитивного разрыва способны только участники (лидеры) социальной группы с высоким уровнем знаний и компетенций.

Карго-культ – иррациональный (на практике не приводящий ни к какому реальному результату) способ преодоления социальной группой (её лидерами) с низким уровнем знаний и компетенций когнитивного разрыва за счет имитации действий, внешнего копирования материальных объектов, подражания поведению и мотивации социальной группы с высоким уровнем знаний и компетенций.

Цифровой карго-культкарго-культ, вызванный неравномерным развитием цифровых платформ, платформенных решений, цифровых технологий, цифровых продуктов и сервисов, цифровых экосистем у разных обособленных социальных групп (проектов, компаний, индустрий, экономик).

В зависимости от акцентированного способа преодоления когнитивного разрыва можно выделить бюрократический, ценностный, информационный и личностный цифровые карго-культы.

I. Цифровой карго-культ поведенческий.

Главное транслируемое культовое сообщение: «Мы много и продуктивно работаем!»

Основным предметом поклонения и ритуальной имитации являются атрибуты, принципы, процедуры, процессы или события цифрового развития. Последователи карго-культа стремятся по внешним признакам воссоздать какой-то объект, продукт, сервис, идею или какую-либо последовательность действии и ждут волшебного эффекта. Но ничего из ожидаемого не происходит, потому что имитация – это лишь подобие или какая-то малая часть того, что на самом следовало бы сделать. Она не удовлетворяет реальную потребность и не находит отклик у большей части потенциальных клиентов или быстро приводит к разочарованию. Поскольку часто инициатором и движущей силой такого вида карго-культа выступает корпоративный менеджмент или государственная администрация, то он вполне заслуживает названия бюрократический.

II. Цифровой карго-культ ценностный.

Главное транслируемое культовое сообщение: «Мы уже достигли высоких результатов!»

Основным предметом поклонения и ритуальной имитации является непосредственно требуемая ценность (целевой результат) цифрового развития. Последователи делают вид, что каким-то магическим и лишь известным им способом уже получили от цифровой трансформации то, что намеревались. Имитируются в данном случае результаты и определенный эффект. Для этого, например, воссоздаются по внешним признакам объекты и события, как бы показывающие и доказывающие, что потребности удовлетворены и желаемые цели достигнуты. Однако в реальности, потребности остаются или даже усиливаются, ресурсы тратятся на имитацию, а клиенты разочарованы или недовольны. Тех же, кто хочет убедиться в адекватности полученного результата и в эффективности способов его получения ждет сильное сопротивление со стороны служителей карго-культа.

III. Цифровой карго-культ информационный (хайп-культ).

Главное транслируемое культовое сообщение: «Мы создаем будущее и высокие технологии!»

Основным предметом поклонения и ритуальной имитации являются намерения (преимущественно), стратегические планы, перспективные направления, технологическое лидерство и бесспорная роль технологий, которые должны привести к впечатляющим результатам цифровой трансформации. Деятельность поклонников этого вида карго-культа сводится к активным маркетинговым коммуникациям на псевдотехнологические темы. Усилия направлены не на реальную серьезную и последовательную работу, а на рекламирование «волшебных» цифровых решений, «впечатляющих» продуктов и «самых лучших» сервисов, на продвижение перспективных идей, на обильное участие в конференциях и презентациях, на харизматичное привлечение инвесторов в быстрорастущие проекты. Обычно в ключевые показатели эффективности попадают: популярность у потребителей, известность на рынках, восприятие бренда клиентами. Что само по себе не плохо, но малоперспективно, в сочетании с непониманием конечного результата и неумением что-то сделать.

IV. Цифровой карго-культ личности.

Главное транслируемое культовое сообщение: «У нас гениальный лидер!»

Основным предметом поклонения и ритуальной имитации в цифровом карго-культе личности является один человек (предстающий в качестве безусловного и незаменяемого технологического гуру) или буквально два-три человека, составляющие техно-лидерское ядро команды. Как правило, служители этой разновидности карго-культа доходят в краткосрочном периоде до неизбежного абсурда попеременно имитируя, то некоторые процессы и процедуры (главное – подчеркнуть управленческие качества лидера), то якобы достигнутые результаты цифровых проектов (главное – выделить успехи лидера), то активно разворачивается информационная повестка о цифровых начинаниях и достижениях (главное – публичное возвышение лидера).

Четыре описанных разновидности цифрового карго-культа дают представление не только о том, как разнообразны объекты и обряды поклонения, но и о том, как непросто увидеть в проекте непрофессиональную, но искреннюю имитацию. В основе этого – непонимание сложности работающих многокомпонентных и архитектурно-выстроенных систем. Но не стоит недооценивать и, до некоторой степени, банальное нежелание разбираться в повышенной сложности. Равно как и ошибочно путать цифровой карго-культ с прямым мошенничеством, когда у организаторов прямой умысел на обман партнеров, инвесторов, регуляторов, клиентов или поставщиков. У карго-культа существует мизерная, но всё-таки не нулевая вероятность реструктурирования целей и реформирования проекта при должных усилиях и компетенциях. Потребуется реальная методически-выверенная и последовательная работа над созданием, развитием и эксплуатацией цифровой платформы или платформенного решения. Но особая работа – это наращивание знаний и компетенций. Желательно не без участия сторонних высоко профессиональных и компетентных заинтересованных лиц. Негативный опыт цифрового карго-культа, в отличии от прямого мошенничества, можно использовать, а его последствия учитывать и корректировать.

Цифровому карго-культу не случайно уделяется повышенное внимание в связи с проблематикой управления цифровой трансформацией. Он демонстрирует ту крайность, до которой способна дойти команда цифрового развития. Причем, самое опасное, что это происходит во многом незаметно для участников и большинства окружающих, сводя на нет все усилия и затрачиваемые ресурсы.

Учитывать критическую ошибку аборигенов с тихоокеанских островов – значит понимать и принимать сложность проектирования и осуществления цифровой трансформации, признавать необходимость постоянного наращивания знаний и компетенций команды, усиливать специализацию и выстраивать квалифицировано кооперацию с партнерами и сторонними решениями.

И, что немаловажно – уметь находить баланс между научно-исследовательской деятельностью и практикой построения цифровых платформ и платформенных решений.

Автор: Владислав Тюрин, эксперт по цифровой трансформации.

Рекомендуются для ознакомления статьи: «О цифровом карго-культе и условиях его возникновения» и «Последствия цифрового карго-культа».

Статья подготовлена на основе электронного издания «Управление цифровой трансформацией. Точка зрения» (доступно для загрузки по ссылке).