Эх, рано я похвалила Митрофана за то, что он начал делать успехи! Неделю назад мы с ним вместе читали рассказ "После бала". Он самостоятельно составил план, всё было правильно. Вкратце напомню, в чём суть: молодой человек на балу танцевал с любимой и беседовал с её отцом, показавшимся ему приятным человеком, но после бала увидел, как её отец руководит жестоким наказанием беглого татарина. После этого любовь сошла на нет. Вроде ничего сложного, так? Начали отвечать на вопросы.
- Какие чувства у вас вызвало это произведение?
Понятно, что вопрос индивидуальный, что правильного ответа нет, но ответ "умиротворение" показался мне странным... Я попросила пояснить.
- Умиротворение на балу. Мне кажется, что умиротворение на балу - это самое главное.
Я ещё ничего не поняла. Может быть, сцена наказания татарина показалась Митрофану незначительной?
- Как изображается отец Вареньки?
- Как жестокий.
- И всё? У него не было других сторон личности?
- Ну, потом-то он жестокий!
- Нужно отвечать полностью. Часто на уроках литературы задаются вопросы, не предполагающие однозначного ответа. То есть здесь нужно ответить, каким полковник был на балу, а каким - после бала.
- Ага, понял...
Как оказалось, он не понял ничего. Следующий вопрос:
- Какое чувство испытывает к полковнику рассказчик?
- Чувство уважения.
- Хорошо, на балу он испытывает к нему чувство уважения, а потом?
- И потом чувство уважения. Уважение к тому, что человек может быть таким жестоким.
Главное, я ещё ничего не понимаю, принимаю всё это за его индивидуальную трактовку произведения, говорю, что он имеет право на своё мнение, но на уроке так говорить не надо... Следующий вопрос всё прояснил:
- Почему рассказ назван не "Бал", а "После бала", хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?
- Потому что именно после бала у Ивана Васильевича пробуждаются самые главные чувства.
- Самые главные чувства - это какие?
- Любовь к Вареньке и ко всему миру.
Да, про любовь к Вареньке и ко всему миру я запомнила даже классе в пятом, когда бабушка читала этот рассказ, а я была равнодушна к серьёзной литературе... Это было единственное, что я помнила к восьмому классу. Может быть, потому, что слушала невнимательно. Но Митрофан читал рассказ неделю назад! Я стала задавать наводящие вопросы:
- А что произошло-то после бала?
- Полковник запретил жениться на Вареньке.
Что? Не было такого в тексте! Пришлось заново объяснять, что там вообще произошло... Но я хочу заниматься с Митрофаном, потому что он много платит! И хочу, чтоб дополнительные занятия с ним были! (по той же причине)