Еще один риск для российской экономики — это внутренняя политика. Для бизнеса болезненно подстраиваться под резкие изменения регуляторики.
Надежды бизнеса на налоговую стабильность пали жертвой «мобилизации доходов бюджета». Так, в 2023 году у бизнеса изъяли 315 млрд рублей по введенному задним числом «налогу на сверхприбыль» и обложили курсовыми пошлинами весь экспорт, кроме нефти, газа, зерна, лесоматериалов и ряда других товаров.
Ужесточаются и меры контроля. На 2024 год Федеральная налоговая и Таможенная служба получили мобилизационное задание на 0,5 трлн рублей. На столько должны вырасти платежи только за счет усиления администрирования, без учета законодательных изменений. «Дальнейшее «повышение эффективности налогового контроля» — весьма опасный инструмент повышения доходной части бюджета», — считает партнер, руководитель департамента налогово-юридических услуг аудиторской компании Kept Михаил Орлов. Повышение KPI по сборам «может сформировать ошибочное представление у инспекторов на местах, что следует обеспечить выполнение бюджетных доначислений любой ценой», предупреждает эксперт.
Основные резервы для повышения сборов в бюджет за счет администрирования — НДС и налог на прибыль, потому что они во многом зависят от размера вычетов и расходов, заявляемых компаниями в декларациях, говорит руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов. Налоговые органы «будут весьма агрессивно оценивать налоговые обязательства налогоплательщиков, например, отказывать в принятии законных вычетов по НДС или снимать обоснованные расходы по налогу наприбыль», пессимистичен Михаил Орлов. «Налогоплательщиков ожидает дальнейшее расширение различных внепроверочных форм принуждения к уплате — комиссий, рабочих групп, встреч в инспекциях и т.п. Рычаг воздействия прежний — угроза налоговых проверок и уголовного преследования», — считает Зарипов.
По мнению Михаила Орлова более справедливо не ужесточать налоговый контроль, а повысить на какой-то обозримый срок ставки основных налогов. «Например, повысить на два года ставку по налогу на прибыль до 24%», — допускает эксперт. Крупный бизнес не против повышения ставки налога на прибыль в обмен на гарантии отказа от резких изменений. Как выяснил Forbes, президент поручил правительству рассмотреть возможность введения разных ставок налога на прибыль в зависимости от объема инвестиций бизнеса.
Амбициозные ожидания правительства по доходам бюджета выше 35 трлн рублей в 2024 году основаны на прогнозе благоприятной конъюнктуры на рынках основных экспортных товаров. Если что-то помешает реализации этого сценария наиболее оперативно возможно повысить НДС и НДПИ. При этом налоговая нагрузка на сырьевой сектор уже близка к пределу, признавал замглавы Минфина Алексей Сазанов. «Повышение ставки НДС может усилить инфляцию, — рассуждает Вадим Зарипов. — Повышение акцизов надо согласовывать с другими странами Евразийского экономического союза, иначе возможно резкое увеличение контрафактной продукции».
Повышение ставок основных налогов посреди года маловероятно, считает Зарипов. «Если возникнет серьезный дефицит бюджета, то на следующий финансовый год будут введены новые налоговые изъятия для покрытия дефицита текущего года, — прогнозирует он. — Вместе с тем, новые инициативы по повышению налоговой нагрузки с 2025 года не исключены сразу же после президентских выборов».