Помимо танка Т-34 , Красная Армия в годы Второй мировой войны использовала (как минимум) еще одно оружие, ставшее буквально легендой и символом. Это была ракетная установка «Катюша».
Прототип и испытательные работы
История «Катюши» начала писаться в июне 1938 года. Тогда Главное ракетно-артиллерийское управление СССР заказало разработку наземной многоствольной пусковой установки для воздушных ракет РС-132. По этому заданию конструкторский коллектив под руководством И. Гваве в Челябинске создал простую пусковую конструкцию, которая должна была устанавливаться на кузове грузовиков ЗиС-5 и стреляла модифицированной версией ракеты, известной как М-13 (или М-132).
Однако прототип ракетной установки во время испытаний оказался очень неустойчивым, главным образом из-за того, что ракеты запускались вбок. Изучение этого недостатка привело в августе 1939 года к производству прототипа новой конструкции, получившего обозначение БМ-13, в котором пусковая конструкция была размещена продольно.
В течение 1940 года прототип прошел испытательные стрельбы с использованием нескольких типов ракет, и наконец было решено принять его в серийное производство. Машина получила обозначение БМ-13-16, обозначавшее боевую машину для ракет М-13 с 16 пусковыми направляющими. Ракета М-13 имела калибр 132 мм и весила 42 кг. Ракета работала на твердом топливе на основе нитроцеллюлозы (пуля вата). Ракета стабилизировалась четырьмя элеронами. Она несла 4,9 кг взрывчатки, а ее дальность составляла около 5400 метров.
Разработка и производство ракетных установок держались в строгой тайне, и все контролировалось пресловутым НКВД. По этой причине машины хранились под разными кодовыми названиями, пока наконец не получили официальное обозначение «сторожевой миномет». Но прославились они под именем Катюша.
Это имя, являющееся производным от девичьего имени Катерина, оружию дали сами солдаты на основе одноименной и не менее известной военной песни Михаила Исаковского. Однако свое прозвище «Катюша» получила и от врага. Немецкие солдаты стали называть их органом Сталина отчасти из-за сходства по форме пусковых траков со свистками органа, но, вероятно, главным образом из-за их воя при стрельбе.
Однако до начала войны успели произвести всего 40 таких самоходных ракетных установок. Их первое боевое развертывание против немцев произошло 14 июля 1941 года (по некоторым данным 7 июля) в районе города Орша (нынешняя Белоруссия). Группа из семи гранатометчиков под командованием капитана Ивана Алексеевича Флерова атаковала контролируемый немцами железнодорожный вокзал. Ракеты уничтожили саму станцию, несколько железнодорожных вагонов и причинили значительные человеческие жертвы немцам.
Под впечатлением этого успеха было принято решение о серийном производстве и дальнейшем развитии ракетных установок. В последующие годы войны эта разработка принесла как новые носители, так и новые ракеты.
Модификации
В августе 1941 года для «Катюши» была создана ракета второго типа, получившая обозначение М-8, калибром 82 мм. Новая ракета имела меньшую дальность полета, чем предшественница, но благодаря меньшему весу и меньшим габаритам открывала пространство для установки стартовых площадок для легкой техники, но об этом позже.
В июне 1942 года исходная М-13 была модифицирована для создания новой ракеты М-30 с дальностью полета 2800 метров и полезной нагрузкой 28,9 кг. М-30 имела ударную боевую часть (большего диаметра, чем остальная часть ракеты), была мощнее обеих старых ракет и была способна уничтожать даже укрепленные цели, такие как бункеры.
Позже была создана улучшенная версия этой ракеты, получившая название М-31. Однако и М-30, и М-31 велись только из статичных рамных конструкций, которые назывались тяжелыми охранными минометами.
Лишь в 1944 году ракету М-31 установили на грузовое шасси и тем самым расширили серию типа «Катюша» под обозначением БМ-31. Помимо описанных основных типов ракет, существовали и их усовершенствованные варианты, такие как М-13УК или М-13ДД. Другая разработанная ракета, М-20, так и не была официально принята на вооружение.
Реактивные установки БМ-13 первоначально устанавливались на двухосные грузовики ЗиС-5, ЗиС-5В и трехосные ЗиС-6 и имели маркировку БМ-13-16 (ракеты М-13, 16 пусковых рельсов). Однако уже в 1941 году реактивную установку М-13 установили и на шасси гусеничного артиллерийского тягача СТЗ-5.
Однако было изготовлено лишь несколько таких ракетных установок. Пусковая конструкция для М-13 также была экспериментально установлена на шасси танка КВ-1. Получившаяся машина получила название КВ-1К, но в производство ее не включили, так как это означало лишние отходы. Реактивная установка, действовавшая вдали от линии фронта, не нуждалась в таком тяжелобронированном шасси, как танковое.
Шасси для Катюши
Первыми шасси для реактивных установок БМ-8 стали также автомобили ЗиС-5, ЗиС-5В и ЗиС-6. Меньшие габариты ракет позволили разместить на грузовиках вдвое больше пусковых рельсов, чем на БМ-13, поэтому ракетная установка получила обозначение БМ-8-36. На шасси «Студебеккера» помещалось даже 48 рельс, поэтому этот вариант «Катюши» получил маркировку БМ-8-48. Легкие ракеты М-8 также позволяли устанавливать пусковые установки на другое оборудование, что в противном случае было бы невозможно.
Так была создана реактивная установка БМ-8-24 на шасси легких танков Т-40 и Т-60 или БМ-8-8 на шасси вездехода ГАЗ-67. Ракеты М-30 уже были немного более сложны в сборке, поскольку запускались не с рельсов, а из обойм. Для этих ракет была создана реактивная установка БМ-31-12 (12 пусковых коробок) на шасси «Студебеккера».
Однако наиболее многочисленными оставались реактивные установки БМ-13. Например, в конце 1942 года БМ-13 составляли 56% всех гвардейских минометов Красной Армии. 21% пришлось на БМ-8 и 23% на статические реактивные установки М-30.
С 1942 года в Советский Союз по программе «ленд-лиза» стала поступать союзная техника, а «Катюши» стали монтировать на шасси американских, британских и канадских грузовиков. Шасси американского двухполутонного грузовика Studebaker US6 вскоре показало себя с лучшей стороны из всех применявшихся до сих пор, и производство «Катюш» было решено стандартизировать на этом самом шасси под обозначением БМ-13Н (Н – нормированный).
Боевое применение. Недостатки и преимущества
«Катюши» интенсивно применялись в боях с пехотой, танками и укреплениями противника. Они принимали участие в оборонительных боях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Севастополем и другими городами. Однако они хорошо зарекомендовали себя и в атаках, когда уничтожали позиции противника и помогали пробивать путь другим частям.
Главным преимуществом «Катюши» было простое и дешевое производство, которое могли осуществлять даже заводы без сложного оборудования. «Катюши» не были очень точным оружием, но лучше подходили для атак по площади. Залп ракет смог охватить большую территорию и быстро доставить к ней значительное количество взрывчатки. Еще одним недостатком была трудоемкая и длительная перезарядка ракет.
Таким образом, «Катюши» были скорее ударным оружием, которое предназначалось для того, чтобы бомбардировать противника и заставить его исчезнуть, а не держать его под непрерывным огнем. Подавляющее большинство «Катюш» было построено на автомобильных шасси, что, естественно, означало низкую проходимость по пересеченной местности и практически нулевой уровень защиты экипажа от обстрелов. Однако, несмотря на все недостатки, это было эффективное и уважаемое оружие.
Количество
Организационная схема размещения «Катюш» была создана 8 августа 1941 года и определяла батарею в составе 4 реактивных установок. Три батареи составляли батальон, а три батальона — полк. Таким образом, в полном составе полк имел в общей сложности 36 ракетных установок. Помимо этого, однако, существовали отдельные батареи и отдельные батальоны.
К концу 1941 года Красная Армия имела 8 полков, 35 отдельных батальонов и 2 отдельные батареи с общим количеством 554 реактивных установок. В конце 1942 года количество «Катюш» в Красной Армии достигло 3237 единиц. К концу Великой Отечественной войны всего было выпущено более 10 000 таких машин, причем их производство продолжалось и после войны.