Отрывок из Романа Достоевского «Идиот»
Вот вы это заметили, и это все точно так же замечают, как вы, и машина для того выдумана, гильотина. А мне тогда же пришла в голову одна мысль: а что, если это даже и хуже? Вам это смешно, вам это дико кажется, а при некотором воображении даже и такая мысль в голову вскочит. Подумайте: если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и, стало быть, всё это от душевного страдания отвлекает, так что одними только ранами и мучаешься, вплоть пока умрешь. А ведь главная, самая сильная боль, может, не в ранах, а вот что вот знаешь наверно, что вот через час, потом через десять минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас — душа из тела вылетит, и что человеком уж больше не будешь, и что это уж наверно; главное то, что наверно. Вот как голову кладешь под самый нож и слышишь, как он склизнет над головой, вот эти-то четверть секунды всего и страшнее. Знаете ли, что это не моя фантазия, а что так многие говорили? Я до того этому верю, что прямо вам скажу мое мнение. Убивать за убийство несоразмерно большее наказание, чем самое преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. Тот, кого убивают разбойники, режут ночью, в лесу, или как-нибудь, непременно еще надеется, что спасется, до самого последнего мгновения. Примеры бывали, что уж горло перерезано, а он еще надеется, или бежит, или просит. А тут всю эту последнюю надежду, с которою умирать в десять раз легче, отнимают наверно; тут приговор, и в том, что наверно не избегнешь, вся ужасная-то мука и сидит, и сильнее этой муки нет на свете. Приведите и поставьте солдата против самой пушки на сражении и стреляйте в него, он еще всё будет надеяться, но прочтите этому самому солдату приговор наверно, и он с ума сойдет или заплачет. Кто сказал, что человеческая природа в состоянии вынести это без сумасшествия? Зачем такое ругательство, безобразное, ненужное, напрасное? Может быть, и есть такой человек, которому прочли приговор, дали помучиться, а потом сказали: «Ступай, тебя прощают». Вот этакой человек, может быть, мог бы рассказать. Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!»
Слова в романе Великого русского писателя подкреплены его личным опытом, весь ужас ощущения скорого ухода души из тела он испытал на себе, когда был приговорён к расстрелу в 1849 году за революционные идеи, неоднократно высказываемые им на «пятницах» Петрашевского, где молодые люди широкого мышления толковали о музыке, литературе и ,конечно, коммунизме.
Сам хозяин «пятниц» Петрашевский был приверженцем учений французских философов и утопистов, таких как Шарль Фурье, где он описывал избавление от чиновничьего беспредела и существование общества в своеобразном общежитии( общий труд, общая собственность и тд)
Ну а сам же Фёдор Михайлович не разделял взглядов Петрашевского ,а особенно его напрягали дискуссии о существовании Бога, ведь Петрашевский был фанатичным атеистом, а веру Достоевского было невозможно искоренить из его мировоззрения, что отражается во многих его произведениях.
На дворе только и гуляют разговоры о баррикадах в Париже и провозглашении Франции себя республикой, революция началась в Австрийской Империи и все эти новости, конечно, оставляют след в сердцах молодых людей и Фёдор Михайлович тому не исключение, однако он принимает решение оставить своих товарищей по «пятницам» из-за постоянного глумления Петрашевского над верой и проникается идеей организации своего тайного общества, но этому было не суждено сбыться ,ведь Великий русских писатель был арестован по личному приказу Николая 1-го и заключён в Петропавловскую крепость .
Следствие тянулось около года, арестованы были ещё несколько десятков посетителей Петрашевских «пятниц» , Достоевского обвинили в вольнодумстве ,приведшему к противозаконным поползновениям ,опасным в отношении государя и Отечества. На всё это Достоевский заявил : «Я вольнодумец в том же смысле, в котором может быть назван вольнодумцем и каждый человек, который в глубине сердца своего чувствует себя вправе быть гражданином, чувствует себя вправе желать добра своему отечеству, потому что находит в сердце своем и любовь к отечеству и сознание, что никогда ничем не повредит ему»
Все обвиняемые были приговорены к смертной казни, но раскаяние подсудимых и признание себя виновными повлекло смягчение приговора, однако Николай 1-й лично распорядился, чтоб им обьявили о помиловании только, когда все будут стоять у стенки.
22 декабря 1849 года, в последний момент перед исполнением приговора, осуждённым обьявили о помиловании и замене наказания в виде каторги, от таких эмоциональных «качель» и психологической травмы впоследствии сошёл с ума один из приговорённых по фамилии Григорьев.
Повезло и самому хозяину пятничных бесед, ему была присуждена каторга без срока, а классику русской литературы достались 4 года каторги .
Вот такая история из жизни Фёдора Михайловича Достоевского ,которая потом неоднократно отразится в его творчестве.