Большинство психологов убеждены( я в их числе) что психологические травмы идут из детства и даже с внутриутробного периода.
Мы еще не родились, а уже можем почувствовать желанны ли мы в этом мире.
Многих, кто родился в ссср воспитывали так: «поплачет и сам успокоится», оставляли надолго одного в кроватке в одиночестве и ужасе.
Из-за определенного типа воспитания глубоко в подсознание прокрадываются сомнения «Есть ли Я? Я существую?»
Если на этапе внутриутробного периода и 3 месяца после по каким то причинам мама не хотела ребенка, была недоступна или не попадала в потребности своего малыша, формируется первый раскол психики - травма существования.
Человек с такой травмой чувствует себя неустойчиво, сомневается в своем существовании, пытается закрыться от людей, несмотря на то что в глубине души очень хочет, чтобы его любили. В бодинамическом подходе это называют ранней структурой существования. В этом случае наблюдаются трудности установления контакта, так как он воспринимается как небезопасный.
Или, наоборот, человека становится слишком много, он очень эмоционален, громко говорит, смеется, в общем делает все, чтобы его заметили ( проблемы с лишним весом, кстати, тоже оттуда) , но оставаясь наедине с собой чувствует бесконечное одиночество и ощущение будто его не существует, пока он не в контакте с кем-то. Такое проявление говорит о поздней структуре существования. Человек, который относится к данному типу обычно испытывает волнение, когда взаимодействие с людьми сходит на минимум.
Так, в зависимости от того как происходил процесс взаимодействия между ребенком и мамой( или другим значимым взрослым) в первые месяцы жизни и формируются определенные черты характера.
Можно ли это исправить? Да. Это долгая и упорная работа над собой с психологом или без него.
Терапия при ранней структуре существования включает в себя научение чувствовать свое тело, развитие эмоционального интеллекта, установление контактов на близкой дистанции.
При поздней структуре существования необходимо делать акцент на осознавание связи между чувствами и телесными ощущениями, учиться различать реальность и интуицию, распознавать эмоции и управлять ими, устанавливать контакты на средней и дальней дистанции без сильных эмоциональных переживаний.