485 подписчиков

Трансформация игры у детей от 1 года до 3 лет

1K прочитали

KidSeed
KidSeed

По мере того, как ребенок растет, его способы игры меняются. От одиночной игры ребенок переходит к параллельной игре, затем к групповой. Знание этапов развития игры поможет вам лучше понимать вашего малыша.

Одиночная игра

До 1 года малыш смотрит на других детей, улыбается им, но играет один. На самом деле его интерес к детям напоминает его интерес к взрослым.

В возрасте от 1 до 2 лет ребенок любит делиться своими открытиями со взрослыми, указывая, показывая или предлагая игрушки. 

В этом возрасте его интерес к другим детям ещё не очень высок. Иногда он может пытаться утешить плачущего ребенка, обнимая его или принося ему игрушку. Несмотря на то, что он беспокоится о других детях, малыш ещё не готов делиться своими игрушками. 

Параллельная игра

Играя с другими, ребенок учится многим вещам, таким как умение делиться, занимать свое место в группе, вести переговоры и уважать других.

Между 2 и 3 годами появляется параллельная игра. В этом типе игр малыш по-прежнему играет один, но ему нравится, когда другие дети играют рядом с ним. Он внимательно наблюдает за их играми и следит за реакцией взрослых во время этих игр. Эти наблюдения позволяют ему познать азы жизни в обществе. Ребенок этого возраста любит игры, предполагающие социальное взаимодействие с окружающими его взрослыми (например, игры в прятки, догони меня...).

В начале этого периода ребенок считает, что все, что находится в пределах досягаемости, принадлежит ему. Таким образом, он может кричать, толкаться, или даже кусать, чтобы не потерять свои игрушки или те, которые считает своими.

Затем мало-помалу развивается понятие собственности, и ребенок понимает, что одни игрушки ему принадлежат, а другие нет. Тем не менее, обмен ими может быть ещё затруднительными. В этом возрасте малыш не всегда может понять, что его игрушка будет возвращена ему позже.

Ему также легче обменять игрушку, потому что он получает что-то взамен. Более того, он не понимает, что его игрушку может захотеть другой ребенок, потому что у него есть только своя точка зрения и он не может поставить себя на место другого.

Виды игр по возрасту

KidSeed
KidSeed

Чтобы правильно поддерживать ребенка в развитии его игры, здорово знать разные виды игр. 

Подвижные игры

До 1 года ребенок открывает и исследует свое тело. Он двигается ради удовольствия двигаться и чувствовать, что контролирует свое тело и свои движения.

В возрасте от 1 до 2 лет ребенок развивает равновесие и учится новым способам передвижения (например, лазанию и бегу). Он радуется от броска мяча или любого другого предмета, находящегося в его распоряжении.

В возрасте от 2 до 3 лет ребенок с удовольствием преодолевает препятствия, проползая под ними, обходя их или перепрыгивая через них. Его также все больше интересуют игры с мячом (например, боулинг, бросание мяча в корзину, бросание мяча другу). Точно так же он может начать пользоваться каталками, которые передвигаются на четырех колесах, а также беговелом или самокатом.

Манипулятивные игры

 До 1 года ребенок с удовольствием прикасается к предметам, находящимся в пределах его досягаемости. Он любит класть их в рот, трясти и стучать ими. В зависимости от своего возраста он тянет, вертит, царапает, роняет, берет предметы, сует в них палец, кладет их в контейнер и, прежде всего высыпает содержимое из контейнера. Цель игры — сенсорное удовольствие (текстуры и шумы). 

В возрасте от 1 до 2 лет действия с предметами усложняются. Ребёнок способен тянуть, поворачивать, открывать, закрывать и бросать. Он также готов рисовать большими мелками. Кроме того, ему чаще удается вставить предмет в пространство (например, поместить квадратную фигуру в квадратное пространство). Еще малыша начинает интересовать строительство и разрушение, например, блочных башен.

С 18 месяцев малыш может развлекаться пластиковыми игрушечными ножницами. Даже если он еще слишком мал, чтобы резать, ребенок постепенно узнает, как работают ножницы. В этом возрасте малыш любит разделять большие бусины, нанизанные вместе, а затем нанизывать большие бусины на нитку. В этот период он уже готов к самостоятельной игре с предметами в течение 5—10 минут.

В возрасте от 2 до 3 лет у ребенка лучше развита мелкая моторика, что позволяет ему получать удовольствие от игр с более мелкими деталями (например, нанизывание бусинок и кусочки пазла безопасного размера). Ему интересно делать наброски, чтобы изобразить что-то, даже если он один может понимать свои работы. Он может размещать большие блоки рядом друг с другом и друг на друга, например, чтобы построить дом. Его интересуют игрушки с движущимися частями. Внимание детей к играм, требующим мелкой моторики (например, нанизывание бус), может уже быть 15–30 минут в возрасте 3 лет.

Воображаемые и выдуманные игры

До 1 года малыш с удовольствием имитирует мимику окружающих. У него еще нет образного мышления, а значит, он не может вообразить то, чего не видит. Если объект исчезает из его поля зрения, он забывает его, потому что постоянство объекта будет приобретено только примерно через 1 год.

В возрасте от 1 до 2 лет у ребенка появляется большой интерес к подражанию жестам и действиям окружающих. Возникает воображение, и ребенок начинает весело придумывать игры (например, одевать куклу и расчесывать ей волосы или ставить фигурку в машину и толкать ее).

В возрасте от 2 до 3 лет ребенок получает удовольствие, придумывая имена своим игрушкам и заставляя их говорить определенным голосом (например, взрослый или ребенок, девочка или мальчик). Он также любит изображать в игре свои повседневные дела (например, кормить куклу, водить медвежонка в детский сад или печь торт). 

Подведём итоги

  1. До 2 лет ребенок предпочитает играть один. Между 2 и 3 годами малыш может предпочитать играть один, но в этом возрасте ему нравится, когда другие дети играют рядом с ним.
  2. Ребенок учится, играя. Все виды игр благотворно влияют на его развитие.
  3. Это нормально, когда малышу трудно одолжить игрушку, потому что он не понимает, что потом получит ее обратно.

Анна Гордеева

идейный вдохновитель проекта, преподаватель французского языка