Отношения между детьми и родителями трансформируются постоянно, этот творческий процесс должен управляться взрослым составом семьи. Значительным этапом этого процесса является подростковый период, в котором признаются права детей на собственное мнение и паритет, но с рядом ограничений. Важно объяснить подростку , что смысл ограничений- предупреждение ошибок, вовлекающих человек в круг заблуждений настолько долго, что он не успевает оценить реальный принцип мироустройства и вкус свободной от иллюзий жизни. Общеизвестно, что запреты без пояснений не принимаются.
В подростковом периоде перед ребенком открывается поток информации из внешнего мира, соответственно появляются темы для обсуждения, и родители их список не ограничивают. Информация по темам, интересующим подростка, подается в щадящем, уважительном формате. Примитивные ответы «на скорую руку», скорее всего, вызовут недоумение и отторжение.
Если подросток любит часто и долго спорить, значит он формирует свое критическое мышление и родители обязаны выступать оппонентами, показывая ему достойную форму поведения в споре, логику аргументов и объективную оценку позиций сторон. Однако, если подросток продолжает спор без новых аргументов, то родители диалог завершают, пояснив, что спор не может превращаться в бессмысленную беседу. Часть родителей считает бесполезными споры с детьми, считая истины очевидными, не учитывая неподготовленное и подвижное сознание подростка. В итоге, уклоняясь от обсуждения с подростками интересующие их темы, родители отдаляются от них, а дети добывают информацию самостоятельно, без возможности оценить объективно ее достоверность.
Кстати, неплохо похвалить подростка за качественный спор, сказав, что этот опыт пригодится ему в будущем.
Очень важно подготовить подростка к тому, что в его жизни могут возникнуть кризисные периоды, которые уступают место будущему если избегать долгой стагнации. Планировать будущее лучше всего в периоды кризиса, так как планы, конечно, могут и не сбыться, но совершаются действия формирующие будущее. Это идея хорошо прослеживается в фильме "За сигаретами" с Катрин Денев в главной роли. Главная героиня, у которой в жизни остались одни проблемы, садится в машину и уезжает из дома, попадая в новые проблемы, но в итоге находит что- то стоящее.
Подростку важно объяснить, что кризис имеет свои ценности: он меняет иллюзии на реальные оценки внешнего и внутреннего мира, учит выносливости в сложной ситуации.
Чаще всего кризис у подростка может возникнуть по причине, кажущейся родителям несерьезной, это неверная точка зрения. Фактически любой кризис можно расценить как обычное явление, если сторонний наблюдатель находится вне зоны его действия. В период кризиса родители оценивают не свои ощущения, а соучаствуют в жизни подростка. Соответственно, родители должны быть терпеливы, поскольку самое важное в этот период - выйти на диалог, в котором подросток доверится и раскроет свои проблемы. Как бы не было трудно родителям в течение долгого времени наблюдать состояние кризиса у ребенка, они должны понимать, что нет ничего вечного и этот период останется в прошлом, но в свое будущее они закладывают хороший и крепкий фундамент. Если родители поделятся своими воспоминаниями о пережитых ими кризисах, то такое доверие будет ценным и примется подростком с благодарностью, но пафосные и фальшивые истории разочаруют, так как вычисляются во время диалога или спустя некоторое время после него.
Мир ускоряется, развитие высоких технологий отвлекает наше время, поэтому мы учимся распределять его так, чтобы в центре нашего вращения оставались наши близкие. Удачных всем дней
Фото из 3000school.ru