Уважаемые коллеги!
В последнее время интернет заполнен публикацией различных информационных писем со стороны ФАС России по вопросам применения законодательства в сфере закупок (44-ФЗ, 223-ФЗ).
При этом многие эксперты почему-то называют эти письма официальными разъяснениями законодательства со стороны ФАС России.
В связи с этим напоминаю, что вопрос о наличии/отсутствии у ФАС России полномочий на предоставление разъяснений законодательства РФ в сфере закупок уже был предметом изучения со стороны Верховного Суда РФ.
Однако, из-за пандемии COVID-2019 и начавшейся сразу после её окончания СВО многие эксперты и специалисты, видимо, просто об этом забыли.
В связи с этим напоминаю, что решением Верховного Суда РФ от 09.12.2019 №АКПИ19-798 было установлено, что действующим законодательством ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения норм законодательства РФ в сфере закупок в отличие от антимонопольного законодательства.
Свою позицию Верховный Суд РФ обосновал следующим.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 (далее - Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующим законодательством ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения норм Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.
Ссылка ФАС России на пункт 5.4 Положения и пункт 9.1 Регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 9 апреля 2007 г. № 105, в качестве основания для издания оспариваемых разъяснений является несостоятельной, поскольку указанными положениями ФАС России наделена полномочиями обобщать и анализировать практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывать рекомендации по применению антимонопольного законодательства, направлять в территориальные органы приказы и информационные письма.
Данная позиция об отсутствии у ФАС России полномочий на разъяснение законодательства РФ в сфере закупок была поддержана по делу также Министерством юстиции РФ и Генеральной прокуратурой РФ, а также Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ.
При этом в своём Апелляционном определении от 19.03.2020 № АПЛ20-49 Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ подчеркнула, что судом первой инстанции правильно указано в решении, что действующим законодательством ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения норм Закона о контрактной системе, а также разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 5.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства.
Абзац третий пункта 9.1 Регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 9 апреля 2007 г. N 105, предусматривает, что ФАС России при осуществлении взаимодействия с территориальными органами может направлять в территориальные органы приказы ФАС России, информационные письма.
Таким образом, оснований для издания оспариваемого письма приведенные положения не содержат.
Данная правовая позиция Верховного Суда РФ применима и к законодательству РФ о закупках отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ), так как последнее также как и Закон № 44-ФЗ о контрактной системе тоже не является частью антимонопольного законодательства.
При этом законодательство в сфере закупок, в том числе Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, и Регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденный приказом ФАС России от 9 апреля 2007 г. № 105, В ЭТОЙ ЧАСТИ не менялись.
Поэтому, как установлено Верховным Судом РФ по указанному делу, ФАС России как не было уполномочено разъяснять законодательные акты в сфере закупок, так и не наделено такими полномочиями и в настоящее время. Письма, на которые ссылаются забывшие об этом деле эксперты, носят информационный характер и не обязательны для исполнения даже самими территориальными органами ФАС России в случае, если они противоречат действующему законодательству.
Кстати, полномочия на предоставление официальных разъяснений законодательства РФ в настоящее время отсутствуют не только у ФАС России, но и у Минфина России.
Почему? Ответ см. в материале нашего портала: «ЗАКУПОЧНЫЙ ЛИКБЕЗ»: почему письма Минфина и ФАС России не являются официальными разъяснениями законодательства в сфере закупок (223-ФЗ, 44-ФЗ)
Автор: Дон Виктор Викторович
директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок, тел. +7 (911) 46-09-401
***
Интересно увидеть наши новые материалы
Подпишись на наш телеграм-канал, вконтакте и дзен, чтобы быть в курсе последних тенденций закупок по Закону № 223-ФЗ