Найти в Дзене

Лев Толстой и Владимир Ульянов поддерживали стремление потомков волжских булгар к автономии

Оглавление
ЮНЕСКО в 2014 году включила в список объектов Всемирного наследия город Болгар как столицу средневековой Волжской Булгарии. Усилиями правительства Татарстана и при попечительстве первого президента республики Минтимера Шаймиева с 2010 года в Болгаре идет реставрация архитектурных памятников на территории городища, создан Музей болгарской цивилизации.
Об этом читайте далее в статье Андрея Кудина, одной из глав его книги «Болгарские тайны 3. Русско-болгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос»

ПОПЫТКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ БУЛГАРСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В общей истории Болгарии и России есть немало белых пятен. Одно из них — слабо исследованная пока борьба волжских булгар за свою идентичность в царской Казанской губернии и позже — в советском Татарстане. Идеи воссоздания булгарской автономии в Среднем Поволжье активно продвигались с середины XIX до первой трети XX века.

Мало кто знает, что этим устремлениям симпатизировал и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он даже финансово поддерживал булгар. Сохранилось несколько документов о его встречах с лидерами булгар в Ясной Поляне. Неизвестно, правда, каковы были контакты с булгарами раньше, когда молодой Толстой жил и учился в Казани. Информация о том, как и когда он познакомился с носителями идей национально-религиозного движения волжских булгар-мусульман, отсутствует.

Само же движение зародилось в первой половине XIX века и формировалось во времена реформ императора Александра II. Тогда в русском обществе возникли сильные брожения в разных концах империи, включая и Казанскую губернию. В Среднем Поволжье объявились люди, определяющие себя не татарами, а потомками волжских булгар.

Их лидером был Багаутдин Ваисов — поэт, философ и религиозный деятель, основоположник булгаризма — мусульманской идеологии, одним
из центральных положений которой являлось «возрождение булгарской идентичнсти и булгарской государственности». Багаутдин родился в 1810 году в деревне Мулла Иле Свияжского уезда Казанской губернии и являлся потомком известного булгарского рода. В 1840-е годы Ваисов начал создавать комитеты национального самоопределения булгар и его последователи объединились в движение, которое стало называться ваисовским.

В то время (как и сегодня) основной коренной этнос Казани называли татарами, но в его среде было немало и тех, кто именовал себя древним этнонимом «булгары».

Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. Худ. И.Н. Крамской. 1873 г.
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого. Худ. И.Н. Крамской. 1873 г.

ТОЛСТОЙ ПОЗНАКОМИЛСЯ С БУЛГАРАМИ
В ПЕРИОД УЧЕБЫ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ?

В период с 1844 по 1847 гг. будущий писатель являлся студентом Казанского университета, куда был принят еще 15-летним юношей.

Корни Льва Николаевича Толстого прочно связаны с этим городом. Его дед, Илья Андреевич, был губернатором Казани, а отец, Николай Ильич Толстой, прожил там долгие годы, прежде чем переехать в Ясную Поляну, в имение своей жены. В 1840 году, после смерти отца, 11-летний Левушка с братьями и сестрой был отправлен под опекунство родной тетки в Казань. В те годы среди населения 40-тысячного города численно преобладали татары (читай, потомки волжских булгар), а партия Ваисова уже вполне оформилась как заметное общественное явление.

В то время, когда будущий классик русской литературы жил в Казани, движение волжских булгар все сильнее набирало обороты, но произошло ли уже тогда знакомство писателя с ваисовцами, неизвестно. Эта тема еще ждет своих будущих кропотливых исследователей казанских архивов, и в частности университетского.

В 1862 г. в городе была создана община, которая получила название «Ваисовка». Она объединяла волжских булгар. Все они отказались от своих русских паспортов и получили личные карты булгарской общины, в которых было написано «Аль Булгари» («Из Булгарии»). Их целью было восстановление государства предков. При этом, повторимся, ваисовское движение было глубоко религиозным мусульманским суфийским движением, выступавшим за очищение ислама и возврат к идеализируемым образцам дотатарской Волжской Булгарии.

Казанский университет, где учился Лев Толстой (а позже — и Владимир Ульянов). Фото нач. XX в.
Казанский университет, где учился Лев Толстой (а позже — и Владимир Ульянов). Фото нач. XX в.

В 1862 году Багаутдин Ваисов открыл в Казани Булгарскую духовную академию. В дальнейшем при этом центре действовали мектеб (школа) для детей, училище «Булгария», типография и штаб-квартира движения — т.н. Центральное духовное управление мусульман всего мира, первая мусульманская публичная библиотека «Сад, или Цветник Знаний». Татарский поэт Габдулла Тукай посвятил этой академии свое стихотворение «В саду знаний»:

Доказательства представим, что достойны жизни мы, Чтобы спорить перестали с нами чуждые умы.
Пусть увидят, что на свете еще булгары живут, Пусть увидят наше счастье, сами к счастью повернут. (Перевод В.С. Думаевой-Валиевой).

По свидетельству Ибрагима бин Зайнуллы Аль Булгари, «у Багаутдина Ваисова были документы, из которых видно было, что отец его был потомком пророка Мухаммеда, а мать происходила из рода булгарских ханов. Эти документы теперь утрачены, так как в 1881 г. молитвенный дом Багаутдина Ваисова подвергся разорению, и все документы и другое имущество было захвачено полицией».

Царские власти и раньше замечали в ваисовском движении угрозу сепаратизма, но жесткие меры в его отношении приняли лишь в 80-е годы XIX века, когда ваисовцы организовали в Казанской губернии несколько крупных крестьянских восстаний.

Восстания подавлялись не только царскими жандармами, но и при помощи официальных лидеров татарского мусульманского духовенства. В телеграмме от 6 декабря 1878 года начальника Казанского губернского жандармского управления указано: «Духовенство магометанское вело себя преданно и благоразумно, сами муллы указали на подстрекателей беспорядка...»

После подавления волнений среди членов ваисовской общины были проведены массовые аресты. Многих отправили в ссылку в Сибирь. А ее лидер Багаутдин Ваисов в 1884 году был насильно помещен в Казанскую психиатрическую лечебницу, где и скончался в 1893 году

Освободительное движение волжских булгар позже возглавит сын Багаутдина — Сардар (Гайнан) Ваисов. Ненадолго — практически сразу его арестуют и сошлют на каторгу. В те годы Сардар и начинает свою переписку с уже известным русским писателем Львом Толстым.

Сардар (Гайнан) Ваисов
Сардар (Гайнан) Ваисов

Лишь в 1906 году булгарский лидер освобождается и возвращается в Казань, где восстанавливает политическую партию волжских булгар «Фиркаи Наджия» («Партия избавления») и Булгарскую духовную академию. Цели организации те же, что и раньше: она борется за восстановление в песпективе Волжской Булгарии. За короткое время членами «Фиркаи Наджия» становятся около 60 000 человек!

В начале 1909 года Толстой приглашает Сардара Ваисова к себе в Ясную Поляну.

ПОСЕЩЕНИЕ САРДАРОМ ВАИСОВЫМ ЯСНОЙ ПОЛЯНЫ


Трехдневное (с 11 по 13 февраля) пребывание Сардара в гостях у Толстого подробно описано помощником и личным врачом писателя Д.П. Маковицким в «Яснополянских записках». Он описывает Ваисова так: «...около 38 лет, красивый, спокойное лицо с красивыми зубами и черной бородой, в очках, бледный. Когда сидит, немного качается из стороны в сторону. Простой, скромный, но не застенчивый. По-русски бегло, свободно выражается, но с ошибками в речи... Л.Н. (Лев Николаевич. —
Прим. автора) сказал ему, что рад ему, что ждал его...»

Между Ваисовым и Толстым состоялся долгий разговор о Казани. Писатель вспомнил, как учился там, вспомнили общих знакомых среди волжских булгар в городе. Льва Николаевича очень интересовали духовные корни ваисовского движения. «Их разговор затрагивал вопросы исламской веры, и в этом случае Толстой показал Ваисову блестящее знание Корана», — отмечает Маковицкий.

Сардар Ваисов уточнил, что целью их движения является не столько реформирование ислама, сколько глубокие политические и социально-экономические реформы внутри общества булгар-мусульман в России. Это смутило Льва Толстого, который ожидал, что ваисовцы — религиозные рефор- маторы. Но когда писатель ознакомился с подробностями, «он исполнился состраданием к национальным и социальным проблемам булгар».

На прощание Толстой пожелал: «Распространяйте свою веру, растите, процветайте, всем сердцем желаю вам успеха». Ваисов же предупредил, что, может, и не будет другой встречи из-за ожидаемых погромов

«Фиркаи Наджия» в Казани. Опасения сбылись. Вскоре после его возвращения в Казань начались аресты среди ваисовцев. Толстой отправляет Сардару финансовую помощь для восстановления академии и сочувственное письмо. В нем он поддерживает дело булгарина и подтверждает свои теплые чувства к движению ваисовцев. Любопытным является то, что Лев Толстой проявляет интерес не только к волжским булгарам, но и к Дунайской Болгарии. По словам его дочери Александры Толстой, за несколько месяцев до своей смерти ее отец говорил, что

Обложкакниги«Яснополянские записки» Д.П. Маковицкого
Обложкакниги«Яснополянские записки» Д.П. Маковицкого

хотел бы покинуть Ясную Поляну и Россию и поселиться у толстовцев в Болгарии. Впрочем, о планах писателя по поводу путешествия, ставшего последним в его жизни, есть разные версии. По некоторым из них, он хотел посетить места своей юности на Кавказе. По другим — побывать в Индии.

Как известно, в дороге Лев Николаевич заболел пневмонией и скончался на железнодорожной станции Астапово 7 (20) ноября 1910 года...

Той же осенью Сардар Ваисов был сослан на каторгу в Сибирь, откуда он вернулся в Казань лишь после Февральской революции 1917 года.

И тут его судьба пересеклась с судьбой другого всемирно известного русского.

ПОЧЕМУ ЛЕНИН ИНТЕРЕСОВАЛСЯ ВОЛЖСКИМИ БУЛГАРАМИ?

До сих пор досконально не изучены возможные контакты Владимира Ульянова с булгарами в его родном Симбирске (ныне Ульяновске), а затем — в Казани и Самаре, где он жил, учился и работал. Все три губернии, центрами которых являлись указанные города, традиционно населяли волжские булгары. И известно, что их движение за национальное объединение и против царизма было симпатично Владимиру Ульянову еще тогда.

Многие лидеры волжских булгар отбывали царскую каторгу с соратниками вождя пролетарской революции, там завязались их дружеские отношения.

Сардар по возвращении в Казань предлагает городскому комитету РСДРП(б) союз для совместной борьбы. В апреле 1917 года «Фиркаи Наджия» созывает в Казани I съезд волжских булгарских мусульман. В октябрьские дни ваисовцы также шли рука об руку с большевиками, помогая им устанавливать новую власть. В Казани, по сообщению Я.Д. Чанышева, вооруженное большевиками боевое формирование ваисовцев — Зеленая гвардия — вело вместе с Красной гвардией наступление на штаб командования силами Временного правительства в Поволжье.

Известна приветственная телеграмма председателя Булгарского совета Сардара Ваисова, опубликованная в казанской газете «Знамя революции» в ноябре 1917 года: «Председателю Совета народных Комиссаров товарищу Ленину. Всероссийский Волжский Болгарский Мусульманский Национальный Центральный Совет... в лице Вас приветствует народное представительство всех героев правды и справедливости... Настало время, пробил час, веками жданный (так в оригинале. — Прим. авт.) угнетенными народами всего мира. Дорогие товарищи, герои правды, справедливости, соединимте (так в оригинале. — Прим. авт.) нашу мощную силу! Идемте вперед, разрушим... фундаменты... царства зла... пусть весь мир Божий очиститься от вековой заразы проклятой лжи, лицемерия и зла. Руководствуемый Вами идеал — это священная путеводная звезда для всего мира...

Да здравствует царство правды и справедливости! Да здравствуют его поклонники, храбрые воины —
победители царства зла — Народное правительство! Да здравствует всемирное братство, равенство, любовь!

Сардар Ваисов». В свою очередь Ленин публично приветствовал идеи булгарских мусульман в Поволжье — в основном, как соратников в общей борьбе.
Однако большевистские лидеры, которые действовали в Поволжье, — Я.М. Свердлов, Г.К. Орджоникидзе, С.М. Киров, М.В. Фрунзе, — были напуганы масштабом булгарского движения. В него вливались значительные массы булгарского населения Казанской, Уфимской, Оренбургской, Самарской, Симбирской, Пермской и Вятской губерний. Большевики понимали, что семь крупных поволжских губерний со смешанным населением могут со временем выйти из-под их контроля...

И тогда принимается закулисное партийное решение: противопоставить две части одного народа: татар и булгар. Большевики начинают создание татарских комитетов народной власти.

1 марта 1918 года, когда в Казани проходят торжества по поводу объявления булгарами свободной мусульманской республики Идель — Урал («Волга — Урал»), татарские националисты убивают Сардара Ваисова.

Владимир Ильич Ленин в 1918 г.
Владимир Ильич Ленин в 1918 г.

Ленин отправляет телеграмму соболезнования и распоряжается о трехдневном трауре в Казани — факт, иллюстрирующий отношение вождя большевиков к булгарскому лидеру. Но это уже не имеет значения. В последующие дни начинаются массовые погромы, направленные против булгарских активистов в крупных городах на Волге. 30 августа того же 1918 года Ленин и сам был тяжело ранен в Москве эсеркой Фанни Каплан. Сразу после покушения он находился без сознания: одна из пуль попала ему в шею, вторая — в руку. Ленин прожил еще пять с половиной лет, но в ряду причин его ранней смерти (в 53 года, 21 января 1924 года) упоминались и негативные последствия того покушения...

Как бы ни относился Ленин к булгарам, но именно под его председательством Совнарком РСФСР 27 мая 1920 года (через два с небольшим года после убийства Сардара Ваисова) провозгласил декретом образование Автономной Татарской Социалистической Советской Республики, АТССР (позже ТАССР), поставив тем самым крест на мечте ваисовцев о возрождении булгарской государственности на гораздо большей, чем советский Татарстан, территории в Поволжье. В книге «История Казани», изданной в 1988 году Академией наук Татарстана, написано, что «...жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами». То есть революция стала тем роковым рубежом, после которого большевики в 1920 году законодательно завершили переименование волжских булгар в казанских татар.

Плакатосозданиинезависимой автономии Идель — Урал, просуществовавшей с 1 по 28 марта 1918 г.
Плакатосозданиинезависимой автономии Идель — Урал, просуществовавшей с 1 по 28 марта 1918 г.

Булгары из Казанской и Уфимской губерний восстали против этого решения в т.н. Дачной войне. Восстание было жестко подавлено Красной армией, активисты движения за булгарскую независимость отправлены в Сибирь.

Что касается семьи Ваисовых, судьбы родственников оказались схожи между собой. Еще в 1923 году брат Сардара Ваисова, Газизан, возглавивший булгарское движение, был отправлен в лагерь на Соловки. В 1930 годы в лагеря был отправлен и Мидхад — сын Сардара.

Однако борьба волжских булгар, несмотря на ее систематическое подавление, не остановилась. В 1978 году создается нелегальное руководство Казанской общины волжских булгар во главе с Фаргатом Нурутдиновым. Десятью годами позже, уже в горбачевские перестроечные годы, центральный стадион Казани собирает тысячи волжских булгар на митинг.

В 1989 году в Казани был открыт памятник Сардару Ваисову. После 1990 года булгаризм активно возрождается в четырех российских республиках: Татарстане, Башкирии, Чувашии и Кабардино-Балкарии. В крупных городах Поволжья были созданы клубы булгарской интеллигенции. В Ульяновске это «Булгарское возрождение». В столице Башкирии Уфе «Татарско-дворянское собрание» объединяет 860 булгарских родов. Есть подобная организация и в Казани — в нее входят потомки 240 фамилий. Они считают себя наследниками волжских булгар и пытаются сохранять свои культурные традиции.

ЮНЕСКО в 2014 году включила в список объектов Всемирного наследия город Болгар как столицу средневековой Волжской Булгарии. Усилиями правительства Татарстана и при попечительстве первого президента республики Минтимера Шаймиева с 2010 года в Болгаре идет реставрация архитектурных памятников на территории городища, создан Музей болгарской цивилизации.

Тема волжских булгар постепенно приобретает публичность и за пределами России. В болгарской Варне создана штаб-квартира Альянса волжских булгар, который объединяет потомков булгар из европейских стран и изучает их прошлое. Укрепляются контакты между историками России и Болгарии.

Музей болгарской цивилизации в Болгаре
Музей болгарской цивилизации в Болгаре

Процесс изучения истории Волжской Булгарии осложнен тем, что частично территории поселений булгар сегодня находятся на дне Куйбышевского водохранилища, где невозможно организовать археологические раскопки, либо были уничтожены в эпоху советского промышленного строительства. Но интерес к некогда существовавшей стране растет — и в современной Болгарии, и в России. А в Поволжье он никогда и не угасал.

Продолжение читайте в следующей статье на этом Яндекс Дзен канале Андрея Кудина.

►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал

Автор книги: Андрей Кудин

Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.
Андрей Кудин – ученый-китаевед, специалист в области истории религий. Окончил МГИМО МИД РФ и УУБА Кирилла и Мефодия. Доктор теологии. Автор многих монографий и статей об экономическом и духовном развитии стран Азии и Европы.

Вам может быть интересно:

►Исторические рассказы о Болгарии

►Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен канал

►Мой YouTube канал Андрей Кудин. Стихи и песни

ВКонтакте

►Telegram

►Одноклассники

Аудиокниги Андрея Кудина:

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Аудио книга Андрея Кудина: Болгарские тайны. Русско-болгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

Другие площадки, на которых также продаются аудиокниги Андрея Кудина серии "Болгарские тайны":

►Ozon

►Audible

►Bookhead

►Bookmate

►BookTouch

►Библио

►Литмаркет

►МТС Библиотека

►Сторител

Электронные книги Андрея Кудина:

►Болгарские тайны. От апостола Андрея до провидицы Ванги

►Болгарские тайны. От Ахилла до Льва Толстого

►Болгарские тайны. Русскоболгарские отношения от хана Кубрата до совместных полетов в космос

►Частные предприятия в Китае: политика и экономика. Ретроспективный анализ развития в 1980-2010-е годы

►Византийско-русский синтез в каменных храмах Киева (конец X – XI в.)

Электронная книга сборник стихов Андрея Кудина:

►Где та гавань, тихая навеки

►Душа не знает времени

#болгария история #история болгарии #болгария #история #андрей кудин #болгарские тайны #литература #книги