ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Возраст обучающихся 8-15 лет. Срок реализации один год
Автор-составитель: Елизарова Анна Викторовна (учитель информатики, педагог дополнительного образования). г. Киренск 2020
Пояснительная записка
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. С этой целью скорректирована программа дополнительного образования «Куборо. Юный конструктор», предназначенная для детей 8-15 лет и рассчитана на 1 год обучения, 68 часа (2 часа в неделю). Её содержание, принцип построения и система преподавания способствует формированию у детей пространственного воображения, логического мышления, концентрацию внимания и творческие способности.
Направленность – техническая
Форма обучения – очная.
Актуальность: в связи со стремительным темпом развития информационных технологий сегодняшним школьникам в будущем предстоит работать по профессиям, которых ещё нет, и решать задачи, о которых сегодня можно только догадываться. Образовательная система КУБОРО направлена на развитие основных социальных навыков, позволяющих быть успешным независимо от специфики деятельности и направления, в котором работает человек.
Курс направлен на достижение следующей цели:
Пропедевтика инженерного образования.
Задачи:
Развивать пространственное воображение, логическое мышление, творчество, креативность, концентрацию и творческие способности
Совершенствовать практические навыки конструирования.
Развивать инженерное мышление.
Развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел.
Развивать умение согласованно работать в команде.
Формы и методы организации деятельности
Формы организации детей: групповая, индивидуально-групповая.
Основные методы работы:
-словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
-наглядные (демонстрация),
-репродуктивные (применение полученных знаний на практике),
-практические (конструирование),
-поисковые (поиск разных решений поставленных задач).
Основные принципы работы:
-беседа,
-ролевая игра,
-познавательная игра,
-задание по образцу (с использованием инструкции),
-творческое задание,
- работа со схемами,
Календарно - учебный график: начинаются занятия с 1 октября 2020 года, окончание- май 2021 года, 1 год обучения, 1 раза в неделю по 2 часа, всего за год 62 часа, продолжительность занятия- 40 мин.
Описание конструктора «Cuboro»
«Cuboro» представляет собой набор одинаковых по размеру (5 на 5 на 5 см) кубических элементов, из которых можно, по желанию, построить какую угодно дорожку-лабиринт для шарика. Кубические элементы с 12 различными функциями можно использовать в любых комбинациях. В кубиках прорезаны отверстия прямые либо изогнутые желобки и туннели. Путем составления друг с другом, а также одного на другой можно получить конструкции дорожек- лабиринтов различных форм. Построение таких систем способствует развитию навыков комбинации и экспериментирования. В зависимости от возраста ребенка «Cuboro» может удовлетворять различные запросы:
· Сам набор для постройки лабиринтов вызывает у детей большой интерес;
· Может использоваться для игры и одновременно для удовольствия;
· Как обучающая игра для геометрического планирования;
· Как средство для создания функциональных скульптур. На поверхности и внутри кубиков, имеются симметрично подобранные углубления и отверстия. Существует возможность выбирать из игровых наборов отдельные элементы, для которых детям даются отдельные задания, в зависимости от целей обучения. Благодаря своим практически бесконечным возможностям для комбинирования.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
· проявление познавательных интересов, выражение желания учиться и трудиться в науке;
· проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
· развитие ответственности за качество своей деятельности;
· овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, их самооценка;
· становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
Метапредметные результаты:
· владение умениями работать с внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи;
· готовность к сотрудничеству, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
· проявление инновационного подхода к решению практических задач.
· самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию конструкций;
· согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
· объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
· диагностика результатов познавательной деятельности по принятым критериям и показателям;
· соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
· овладение представлениями о конструкционных материалах;
· умение применять знания, умения и навыки при решении проектных и исследовательских задач;
· начальный опыт работы в проектно-исследовательской деятельности;
· проводить классификацию изученных объектов;
· развитие пространственного воображения, логического мышления, творчества, креативности.
По окончании изучения данного курса учащийся научится:
Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных результатов:
§ умение работать по предложенным инструкциям;
§ умения творчески подходить к решению задачи;
§ умения довести решение задачи до работающей модели;
§ умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
§ осуществлять операции редактирования объектов, используя соответствующие инструменты; редактировать свойства объектов;
§ работать с физической моделью (определять размеры с помощью инструментов, выполнять эскизы);
§ умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
§ анализировать соответствие модели исходной задаче;
§ получать из чертежа необходимую информацию (читать чертежи);
§ строить простые компьютерные модели;
Учащийся получит возможность:
ü сформировать представление о видах технической документации;
ü научиться выполнять разнесенный показ сборки объекта.
При работе по системе – куборо все цели тесно перекликаются с основными требованиями новых ФГОС, направленных на развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Работа с конструктором куборо как нельзя лучше способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), что является основным направлением нового ФГОС основного образования. Вся работа с новым для детей конструктором может быть организована как одно большое исследование, когда дети, открыв коробку с кубиками, начинают исследовать её содержимое: сопоставление графических изображений кубиков куборо с множеством желобов и тоннелей с реальными кубиками из набора, организация тактильных игр направленных на поиск/определения кубиками подключая только тактильное восприятие, написание букв, цифр, слов с помощью желобов на поверхности кубиков куборо, составление
простых дорожек от старта до финиша, постоянно усложняя задания задавая себе или друг другу все новые и новые условия и наконец построение простых и далее сложных конструкций.
Сuboro предоставляет возможность развивать регулятивные УУД. В процессе сборки модели дети используютприём проговаривания для регуляции своего действия: «беру…, ставлю…,». Осуществляют контроль и самоконтроль, ведь каждый раз они вынуждены сличать свои действия с технологическими картами, также с помощью шариков они постоянно проверяют/испытывают модель, правильным путем они идут, добились ли желаемого результата. Ищут ошибки, исправляют, добиваясь поставленной цели.
Большие возможности система куборо открывает для развития коммуникативных УУД. Дети, работая в парах или группах, учатся договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи, передавать свои знания новичкам или людям не имеющих опыта игры в куборо.
Содержание учебного предмета
Введение в курс. Простые фигуры.
Что такое конструктор куборо. Знакомство с кубиками. Работа с координатной сеткой. Сортировка кубиков. Плоские фигуры. Вертикальные фигуры.
Построение фигур по рисунку.
Построение и изображение уровень за уровнем. Плавное и неплавное движение шарика по дорожке. Изображение фигур по координатной сетке. Собираем фигуру по ее изображению. Составление плана по построению фигуры.
Создание фигур по основным параметрам.
Движение по поверхности. Плавное движение шарика. Движение через тоннели. Создание фигур с помощью базовых строительных кубиков. Фигуры с двумя и тремя дорожками.
Создание фигур по геометрическим параметрам.
Создание дорожек с помощью кубиков с прямым желобом. Создание дорожек с помощью кубиков с изогнутым желобом. Симметрия поверхностей и контуров фигур. Подобие фигур. Фигура с двумя дорожками, спроектированными геометрически.
Создание фигур по заданному контуру.
Создание фигур заданного размера. Завершение фигуры. Соединение двух кубиков вместе. Соединение трёх кубиков вместе. Соединение четырёх кубиков вместе. Соединение шести кубиков вместе.
Экспериментируем с направлением движения, временем и набором.
Распределение кубиков по группам. Строительство уровня из заданного набора кубиков.
Комбинации. Направление и время движения. Опыты с ускорением шарика.
Движение по наклонной плоскости. Наилучшее ускорение. Вне фигуры.
Учебно-тематическое планирование (2 часа в неделю)
Формы контроля и оценочные материалы
При оценке результатов деятельности обучающихся критериальной базой выступают планируемые результаты освоения данной программы.
Для оценки уровня усвоения программы применяются следующие виды контроля: входной, промежуточный, итоговый.
Оценивание результатов деятельности осуществляется по двум шкалам.
· Количественная шкала (система балльных оценок).
· Порядковая шкала (описание-характеристика работ учащихся и «папка достижений»).
Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через:
· Мониторинг уровня достижения метапредметных результатов освоения программы.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы определяется по результатам промежуточной и итоговой диагностики обучающихся, проводимой в форме творческой работы.
· Мониторинг уровня достижения предметных результатов освоения программы.
Определение уровня развития практических навыков осуществляется в процессе анализа качества выполнения заданий (конструирование и проектирование).
Навык подбора необходимых деталей
· Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать деталь по номеру, на ощупь, выкладывает сложные постройки.
· Достаточный (+): может самостоятельно, но медленно, определять кубики по цифрам, долго приходит к правильному построению желобка или туннеля.
· Средний (-): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, делает ошибки при построении, допускает ошибки при названии кубиков.
· Низкий (--): нее может без помощи педагога выбрать необходимую деталь, не знает кубики по цифрам, не определяет кубики на ощупь.
Умение проектировать по образцу
· Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
· Достаточный (+): может самостоятельно исправить ошибки, работает в среднем темпе.
· Средний (-): может проектировать по образцу в медленном темпе, исправляя ошибки под руководством педагога.
· Низкий (--): не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по пошаговой схеме
· Высокий (++): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
· Достаточный (+): может самостоятельно конструировать по пошаговой схеме в среднем темпе, исправляя ошибки.
· Средний (-): может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе, исправляя ошибки под руководством педагога.
· Низкий (--): не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Оценочный материал для соревнований Оценивание конструкции
Элемент в конструкции- 1 балл
Элементы участвующие в движении- 2 балла Элементы с двойным касанием -4 балла Элементы с тройным касанием -12 баллов Элементы движение + опора -4 балла
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Аппаратные средства
1. Компьютеры;
2. Интерактивная доска;
3. Проектор.
4. Конструктор куборо базовый (КУБОРО BASIS)
Программные средства
1. Программное обеспечение Windows, MicrosoftOffice;
2. Программа куборо WebKit (виртуальное куборо)
3. Методическое пособие «Куборо – Думай креативно»
Фонд оценочных средств
Задания для творческой работы.
Формы контроля:
− наблюдение - педагог опосредованно контролирует выполнение того или иного
задания обучающимися, при необходимости вносит коррективы;
− самоконтроль - обучающийся самостоятельно проверяет свою работу по образцу,
памятке или инструкции;
– взаимоконтроль - обучающийся проверяет работу, выполненную другим обучающимся, по образцу, памятке или инструкции;
− творческое задание – учебное задание, для выполнения которого обучающийся
должен применить нестандартное решение;
− беседа – вопросно-ответный метод контроля; применяется с целью активизации
умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее.
Источник: https://sch3kir.ru/wp-content/uploads/2021/05/Programma.-Kuboro.-YUnyj-konstruktor.pdf
*****
Отзывы педагогов о CUBORO:
Нахожусь только в обучении с конструктором Куборо, когда впервые с ним столкнулась была в недоумении, что же с ним делать и как играть и вот начался путь моего обучения, вместе с детьми мы познаем, разбираем каждый кубик и делаем свои первые постройки.В глазах детей большая заинтересованность. Вижу, что благодаря конструктору у детей развивается пространственное воображение, логическое мышление, концентрируется внимание и творческие способности, креативное мышление. Так же с помощью Куборо мы развиваем командную игру, что помогает сплотить коллектив.
Раевская Анна Руслановна. МАДОУ Д/С № 59 Новосибирск
*********
CUBORO в соцсетях:
Telegram (официальный канал, только главные новости): https://t.me/cuboroedu
ВК (максимум информации о CUBORO в России и СНГ): https://vk.com/cubororu
Дзен (Секреты и уроки CUBORO): https://dzen.ru/cuboro
#CUBORO #Куборо