Найти тему

Поверьте, мы из ФНС

Оглавление

Люди всегда доверчивы, особенно если это касается официальных органов государственной власти. Заметив сообщение от государственного органа, многие обычно не проверяют подлинность службы и сразу же начинают по требованию отправлять ответ, передавая личные данные. Именно из-за этого в последние годы возросло число мошенников, действующих от имени ФНС России. Сегодня я разберу, как обезопасить себя от такой псевдослужбы.

По велению Федеральной службы

Аферисты при помощи e-mail-сообщений уведомляют россиян о якобы выявленных подозрительных транзакциях и активности налогоплательщиков. В письмах адресатам предлагается пройти дополнительную проверку и предоставить определенные сведения по запросу ФНС. К таким сведениям относятся кассовые документы, счета-фактуры, накладные, акты приема-передачи, авансовые отчеты и товаросопроводительные документы.

Мошенники отмечают, что для прохождения процедуры якобы нужно обратиться к назначенному инспектору, которым является один из злоумышленников. В противном случае адресатам писем грозят заморозкой счетов до выяснения обстоятельств. К e-mail аферисты прилагают скан письма в pdf-формате с печатями и реквизитами, а контакты «инспектора» прикрепляются в теле электронной рассылки.

Злоумышленники оказывают давление на потенциальную жертву, создавая стрессовые условия, в которых время на принятие решения ограничено. Преступники знают, что финансовые вопросы всегда вызывают у людей определенную тревогу, поэтому проводят аферы от имени ФНС, что в итоге действительно работает — жертвы хотят защитить свои активы, поэтому легко поддаются на подобные уловки.

Таким образом, это приводит к краже как личных данных, так и денежных средств, что происходит несколькими способами:

  1. Жертва передает сведения банковских карт для оплаты задолженности, логин и пароль от Личного кабинета налогоплательщика или Личного кабинета на портале «Госуслуги».
  2. Жертва звонит мошенникам, что влечет за собой запись разговора и потенциальное использование голоса для иных мошеннических действий (например, обмана близкого родственника).
  3. Жертва может открыть вложенные ссылки или файлы, которые крадут, шифруют или блокируют данные на компьютере. Это приводит к финансовым потерям, дискредитации личных кабинетов, разглашению персональных данных, вреду репутации и вытекающим из этого юридическим проблемам.

Целевой аудиторией мошеннических рассылок от имени ФНС, как правило, являются физические лица и юридические лица, имеющие налоговые обязательства или должностные обязанности по формированию налоговой отчетности.

В качестве потенциальных жертв могут выступать собственники компаний, работники бухгалтерии, индивидуальные предприниматели, самозанятые лица или просто физические лица, имеющие какое-либо налогооблагаемое имущество. Однако наиболее уязвимой в плане таких схем злоумышленников представляется категория «новичков» — тех, кто подает налоговую декларацию в первый раз и не знает всех нюансов работы ФНС.

Как защититься?

Помните, что налоговые службы обеспечивают защиту конфиденциальности налогоплательщиков и избегают использования небезопасных каналов связи для запроса чувствительной информации.

Если вы получили запрос на предоставление персональных данных, номеров счетов или платежной информации по e-mail или телефону, то, вероятнее всего, это мошенники.

В первую очередь, не нужно паниковать — внимательно прочитайте сообщение, потратьте на это несколько минут.

Не переходите по ссылкам, которые направляют вам в сообщении. Лучше самостоятельно проверьте информацию на официальных ресурсах, например, в Личном кабинете ФНС. Если у вас остались сомнения, стоит связаться со специалистами федерального органа напрямую, используя указанные на официальном ресурсе контакты.

Если же вы уже стали жертвой мошенников, действующих от лица ФНС, то в первую очередь нужно сменить пароль в Личном кабинете, доступ к которым был предоставлен мошенникам, после чего обратиться в банк для блокировки карт и счетов, если была совершена какая-либо оплата.

Если вы понесли потери, необходимо обратиться в правоохранительные органы для сообщения о случившемся, а также в ФНС России — для уточнения своей ситуации и предупреждения об очевидной угрозе налогового мошенничества. Сделать это можно в Личном кабинете налогоплательщика или по номеру телефона, указанным на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Помните, что ФНС заботится о безопасности граждан и направляет сообщения только в исключительных случаях, когда плательщик обращался через официальный сайт ФНС России и указал свой адрес электронной почты для ответа. Налоговые уведомления ФНС России рассылает либо через Личный кабинет налогоплательщика, либо заказными письмами.