Найти тему
Vladimir Soloviev

Математика прочности

Вадим Николаевич Яковкин
Вадим Николаевич Яковкин

Настоящий ученый – это человек, который никогда не откажется от своей цели, даже если дорога к ней займет долгие годы и навсегда отнимет все свободное время. Путь ученого в двигателестроении – это сложные эксперименты, анализ их результатов, отработка точных математических моделей. А цель – постоянный рост надежности пермских авиационных двигателей, которые разрабатывает конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель».

Учеба и карьера Вадима Яковкина после окончания средней школы могли бы сложиться по сценарию рядового инженера, который закончил Пермский Политех по специальности «Динамика и прочность машин», если бы не произошло одно событие, которое изменило всю жизнь молодого человека.

На третьем курсе студента пригласили в отдел динамики и прочности «ОДК-Авиадвигатель» на производственную практику. Вадиму понравились рабочие задачи и теплая атмосфера в коллективе конструкторского бюро, а наставники отметили его способности к инженерному делу.

Именно поэтому он вернулся сюда на стажировку, когда учился на четвертом курсе, только уже в лабораторию динамической прочности. После успешной защиты диплома бакалавра перешел в отдел динамики и прочности, совмещая учебу в магистратуре и стажировку на предприятии.

Тогда интерес к профессии разгорелся с новой силой – здесь, в конструкторском бюро, его ждали интересные задачи, связанные с динамической прочностью узлов и деталей двигателей. Понимая научные перспективы своей работы, Вадим поступил в аспирантуру на кафедру авиационных двигателей и устроился в «ОДК-Авиадвигатель» уже на постоянную работу.

В рабочей среде молодой инженер видел проблему, предлагал решение, ошибался и находил решение в другой плоскости. Он чувствовал сопричастность к успешным результатам командной работы, а это давало свежие силы, вдохновляло на новый поиск. Здесь очень помогал одновременно руководитель и наставник Вадим Бессчетнов – начальник бригады перспективных методов анализа динамики и прочности.

Яковкин стал проводить расчеты, строить математические модели, организовывать эксперименты на вибростенде, разрабатывать и «обсчитывать» экспериментальные установки для вибростенда, обрабатывать результаты испытаний. Самым сложным было сопоставить результаты реальных испытаний с математическими моделями поведения узлов: приходилось изучать техническую литературу и научные статьи.

Именно заинтересованность в работе, стремление к конкретным результатам, а также склонность к развитию и научным исследованиям повлияла на решение назначить Вадима начальником бригады, когда проводилась реструктуризации отдела прочности силовых схем и перспективных методов анализа.

Результаты практических исследований молодого инженера легли в основу кандидатской диссертации, которую Вадим Яковкин успешно защитил прошлым летом. Тема научной работы – «Численное и экспериментальное моделирование резонансных колебаний деталей газотурбинных двигателей с демпферами сухого трения». Этот труд –ещё один шаг российской науки на пути исследования физических законов природы и их эффективного применения в двигателестроении.

Вадим благодарен, что получил возможности воспользоваться современным программным обеспечением, высокотехнологичным оборудованием, помощью опытных коллег из лаборатории и конструкторских отделов, результатами прошлых испытаний. Впрочем, любой инженер в «ОДК-Авиадвигатель» располагает внушительной информационной базой как для работы, так и для научных исследований. Только личный интерес каждый должен найти сам, а в этом смысле Вадиму повезло.

Уже почти тринадцать лет кандидат технических наук, начальник бригады расчетов динамической прочности силовых схем и агрегатов двигателя Вадим Яковкин занимается любимым делом. Результаты его труда и труда его коллег скрываются в словах «прочность» и «надежность», когда весь мир говорит о пермских авиационных двигателях ПС-90А, ПД-14. Его планы на будущее – продолжить научные исследования, чтобы в обозримом будущем сократить инженерам время поиска прорывных конструкторских решений, дать им эффективные рабочие инструменты в виде более совершенных математических моделей. И не может быть ничего невозможного, если тебе только тридцать пять.

Владимир СОЛОВЬЕВ

Фото Светланы ШЕМЕТЮК

© Газета «Пермские моторы», № 1 (7143), 31 января 2024 г., стр. 5.