Истории семей, которые взяли на воспитание ребят других национальностей
Чего пугаются потенциальные приемные родители, когда им предлагают взять в семью ребенка другой национальности? Как преодолеть стереотипы и зачем это необходимо делать? Семьи, которые воспитывают детей других этнических групп, поделились с "НацАкцентом" своими историями.
Сегодня мы публикуем на нашем канале первую историю - семьи Олега Романовича и Анастасии Плюховой.
Семья Олега Романовича и Анастасии Плюховой живет в Москве. Анастасия работает в детском хосписе «Дом с маяком», а Олег занимается собственным бизнесом. Идея взять приемного ребёнка пришла к Анастасии еще в детстве. В 2018 году они с мужем забрали из красноярского детского дома свою первую дочь Анну-Валерию. У девочки была врожденная расщелина неба, она пережила уже две операции, сейчас проходит реабилитацию и посещает 2-й класс речевой школы. После Анны-Валерии семья Романовичей-Плюховых оформила опеку над 11-летним Артемом, имеющим ментальные особенности здоровья. С 3 до 10 лет он жил в приемной семье, но его вернули в детский дом. Со временем Романовичи-Плюховы нашли кровную мать Артема и поспособствовали тому, чтобы они наладили общение. В 2021 году, в семью попала 16-летняя кореянка Саша, а в 2023-м Романовичи-Плюховы оформили опеку над 16-летней Машей. Помимо четверых детей в семье Романовичей-Плюховых есть собака и две кошки, всех животных они приютили с улицы.
- С Сашей мы познакомились, когда ей было 16 лет. Со вторым приемным ребенком у нас были сложности, он, например несколько раз сбегал из дома, мы искали его по всей Москве по несколько дней. Поэтому задумались именно о взрослой, более спокойной девочке, которой мы могли бы как-то помочь определиться по жизни. Артема забирали из центра содействия семейному устройству в Отрадном, с коллективом которого у нас сложились довольно теплые отношения. Мы созвонились с ними и объяснили ситуацию. Они долго думали, а потом перезвонили и сказали, что у них есть Саша. Я сразу подумала: “Отлично — мое любимое имя!” Про Сашу сказали, что она тихая, спокойная, талантливая, любит рисовать, играет на гитаре и старается учиться. “Единственное, — отметили сотрудники. — она кореянка”. Это было неожиданно и в первый момент мы с мужем как-то задумались. Но решили, что поедем и познакомимся, а там видно будет.
Саша нам очень понравилась: она действительно очень скромная, воспитанная, утонченная, производила впечатление настоящей леди. Оказалось, что она православная. У нее есть три сестры и брат, которые живут с мамой, а вот Саша в 13 лет попала в детский дом.
Мы взяли Сашу на гостевой визит, а после довольно быстро решили, что хотели бы забрать ее насовсем. Она дала свое согласие, хотя в центре содействия семейного устройства один из преподавателей отговаривал ее идти в семью, объясняя это тем, что так она якобы лишится льгот при поступлении в вуз.
Саша освоилась быстро, единственное поначалу ей было не очень комфортно в большой компании новых людей, например на семейных праздниках. Ей нужны были тишина и время, чтобы привыкнуть.
Были некоторые сложности со школой. Саша до 13 лет в школу не ходила и училась только дома, поэтому в 16 лет она пошла только в 6 класс. При этом она очень сообразительная, любит читать. В итоге мы договорились со школой: 7 класс Саша прошла экстерном после занятий с репетиторами, 8 класс успешно закончила на домашнем обучении, а в 9 класс пошла в обычную школу, влилась в коллектив, успешно закончила его и хорошо сдала ОГЭ. Теперь Саша решает, пойти ли учиться дальше в 10-11 класс или же поступить в колледж. Ей нравится математика и информатика, так что возможно ее будущая специальность будет связана с программированием.
В январе 2023 Саше исполнилось 18 лет. Пока она продолжает жить с нами, но наверняка уже скоро будет готова к самостоятельному полету. При этом мы, конечно, всегда будем на связи. Саша продолжает общаться со своей кровной семьей. Мы поддерживаем это, ее сестры и брат приезжают к нам в гости.
Несмотря на всю нашу продвинутость и вроде бы отсутствие каких-то стереотипов, все равно поначалу откуда-то вылезали страхи касательно национальности: а вдруг люди будут как-то смотреть на нее и на нас и задавать неудобные вопросы, вдруг проявятся какие-то особенные ограничения в плане религии или совсем иное питание.
Чтобы мы ни говорили, но общественное мнение и стереотипы имеют вес. Но все опасения развеялись еще при первой встрече. Ни ей ни нам никто не задавал никаких некорректных вопросов в плане национальности, никаких обидных или неуместных ситуаций я даже и не припомню.
Мы переживали немного, как она будет в школе, предупреждали, что, если ее, не дай Бог будут, дразнить, чтобы она обращалась к нам. Но, во-первых, Саша умеет отстаивать свои личные границы, у нее есть внутренний стержень, а во-вторых, и ситуаций таких не было: в современной Москве в классах учатся дети разных национальностей, так что она там и не выделялась.
Саша немного знает свою историю: ее предки-корейцы в свое время попали в Среднюю Азию, очевидно, в период репрессий их переселили с Дальнего Востока. Есть семейная легенда, что ее предок был поваром у императора, поэтому Саша говорит, что она хорошо готовит, так как это у нее по наследству. Но она и на самом деле очень здорово печет, готовит иногда какие-то блюда корейской кухни.
Уже в нашей семье она стала ходить на курсы корейского языка. Корейскую культуру она любит, но при этом в первую очередь смотрит на личность человека, а не на национальность и легко строит связи и отношения со всеми людьми. У нее есть подружки в школе и молодой человек, он из Тулы.
Из каких-то национальных черт, которые обычно ассоциируются с корейцами и которые я вижу в Саше, я вы выделила четкость, сдержанность, ответственность. Но при этом я не знаю, чего здесь больше — национальных особенностей или личностных.
Родителям, которые в раздумьях, а брать ли в семью приемного ребенка другой национальности, я хотела бы сказать, что этнические различия — это совсем не то, чего надо бояться. Уверена, этот момент будет вас напрягать меньше всего. Главное дать ребенку уверенность в себе, чтобы на любые неуместные и нетактичные вопросы он мог ответить сам.
Продолжение следует
Текст Дарьи Шаповаловой, фото из архива приемной семьи
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала благотворительный фонд "Измени одну жизнь" и лично Иоланту Качаеву, а также благотворительный фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам", его проект "Сопровождение замещающих семей" и лично Оксану Маркеч.