Пост с пометкой «Буду рад оказаться неправ, но...»
Эфиопия объявила о немедленном запрете автомобилей с ДВС и переходе на электрокары. Ввоз машин с ДВС запрещён сразу, а эксплуатируемые автомобили планируется отсеивать в рамках строгих экологических тестов.
В мире есть страны, которые планируют отказаться от ДВС, а Норвегия очень близка к переходу на электромобили в 2025 году. Но эфиопский сценарий выглядит экстремальным даже на этом фоне.
Мотивов два: во-первых, в правительстве Эфиопии недовольны тратами в €6 млрд на закупку топлива, что особенно тяжело в условиях дефицита свободной валюты. Во-вторых, есть пресловутое стремление очистить воздух городов. Автопарк Эфиопии составляет 2 млн автомобилей, среди которых много антиквариата.
Хотя я считаю переход на электромобили почти неизбежным (ну, если не будет WWIII), эфиопский план кажется слишком дерзким. Для столь быстрого перехода на электротягу нужно решить массу задач, включая создание сети ЭЗС и увеличение выработки энергии. При этом доступ к электричеству в Эфиопии имеют только 60% жителей, а по уровню ВВП на душу населения страна находится на 161-ом месте — менее $1500. В России этот показатель $13 тысяч, в США — более $80 тысяч.
Но оставлю лучик надежды для африканских братьев. В пользу электромобилизации говорит обилие в Эфиопии возобновляемых источников энергии. Сейчас 90% электричества в стране вырабатывают гидроэлектростанции, ещё 8% — ветряки, и 2% — термальные источники. К запуску готовится большая ГЭС (GERD), крупнейшая в Африке, которая увеличит общую выработку Эфиопии почти вдвое. Попутно делается ставка на солнечные батареи и ветряки, так что ветер в лопасти, как говорится.
Кстати, позитивные примеры такого рода есть: Уругвай за 15 лет довёл долю «зелёной» энергетики до 90%, добавив к своим ГЭС ветрогенераторы (правда, Уругвай гораздо богаче Эфиопии). Для таких стран электромобили действительно могут стать оптимальным транспортом.