У входа в заведение выставлена такая большая доска с меню. Названия блюд и цена. Так хорошо написано, зачитаешься. Просто классика. Изысканные и, наверное, очень вкусные блюда предлагаются всем желающим. Например, нарезанные самаркандские сочные спелые томаты, приправленные пышно взбитой вручную сметаной. Томаты. Не помидоры, заметьте. И нарезанные. Самаркандские...
Сразу в воображении древний город, барханы, верблюды, базар, тысяча и одна ночь. По меню понятно, что это что-то особенное, самаркандские томаты. И сметану взбили. Вилкой или миксером. Короче, стоит этот салат около тысячи рублей. За сто граммов.
Хотя это самые обычные помидоры из магазина. И обычная сметана. Помидоры везут к нам из Узбекистана. Это правда. А сметану помешали вилкой. Или прокрутили в миксере. Получилось загадочное упоительное блюдо. Дорогое!
И все блюда вот так описаны: необычайно и привлекательно. С ноткой загадочности. А принесут - всё самое обычное. И мало. И невкусно. Хотя в виде утешения на тарелке соусом наделаны кляксы-загогулины. Чтобы ел и не забывал, что это воздушный паровой биточек из нежной океанической рыбы, приправленный бальзамическим соусом. А не разогретая забальзамированная рыбная котлета из минтая и сои.
Обмана нет. Есть хитрость Ходжи Насреддина, который рекламировал обычного старого кота: «Зверь, именуемый «кот»! С прозрачными свирепыми глазами, остроконечными хищными ушами, с пушистым хвостом, умеющий издавать громкое мяуканье и тихое ворчание»…
Люди платили за возможность взглянуть на дивного зверя. И видели старого кота…
Вот как увидите избыточное описание - так и ждите подвоха. С людьми то же самое; чем больше хвалебных слов о себе говорит человек, тем зауряднее он сам. А иногда и опаснее… Возьмешь на работу или обратишься за услугой, - и разочаруешься. Пышные описания - ширма. А за ширмой старый кот или обычные помидоры за бешеные деньги…
Анна Кирьянова