Найти в Дзене
Онлайн-школа Joki Joya

«Счастлив ли ты, отличник?» Почему быть лучшим в классе — не всегда хорошо

Оглавление

Время чтения: 4 минуты

Сотрудник нашей школы говорит: «Жаль, что я не могу встретиться со своей классной руководительницей и узнать, почему она тогда не дала мне роль в спектакле».

Да, этого он уже никогда не узнает. Зато педагоги онлайн-школы Joki Joya ответят на многие вопросы, которые мы хотели бы задать своим бывшим учителям. Это рубрика
«Объясняют педагоги». В ней мы делимся историями из школьной жизни, а они расставляют всё по полочкам.

Тема первого выпуска — синдром отличника. Мы разберемся, как проявляется этот синдром и почему получать сплошные первые места на олимпиадах не всегда хорошо.

Слёзы из-за четверок

История сотрудника школы Joki Joya: «Я был тем самым мальчиком, который рыдал при всех из-за четверок. Это началось в четвертом классе, когда математика стала сложнее — а ведь еще год назад я считал себя гением. Были сплошные пятерки, круглый отличник, гордость класса и всё такое. Помню, как плакал, а одноклассники недоумевали. Слышал их разговоры, что-то вроде: “Опять разнылся, как же надоело уже, из-за всякой ерунды плачет”. И сейчас я их прекрасно понимаю. Странно видеть, как у кого-то слезы ручьем из-за какой-то четверочки, когда ты сам получил тройбан — и у тебя все норм.

Учительница у нас была молодая, добрая очень. Каждый раз, когда я плакал, она хотела меня приободрить и говорила: “Ничего, в следующий раз на пятерку напишешь!”. Но в следующий раз опять была четверка. Сейчас это кажется смешным, но для десятилетнего меня это была настоящая катастрофа.

А знаете, что было самым страшным? Даже не сама оценка. Мне казалось, что я падаю в глазах одноклассников, и они начинают воспринимать меня как ничтожество. Хотя на самом-то деле им было все равно! Уверен на 100%, что никто из них никогда не думал: “Ха-ха, выскочка! Был отличником, а теперь сел в лужу!”. У них были свои дела, свои сложности. Но, когда ты маленький, кажется, что весь мир крутится вокруг тебя. А значит, всех вокруг безумно волнуют твои оценки».

Как школа может помочь?

Эту историю выслушала Анна Ревнивцева — педагог и методист онлайн-школы Joki Joya. Нам очень понравились эти ее слова: «Если ребенок плачет из-за плохой оценки, нет ничего зазорного в том, чтобы педагог подошел и обнял его. Учительница для малышей — это действительно вторая мама. А от мамы именно такой поддержки мы ждем».

Еще один вариант эмоциональной поддержки — групповые обнимашки. Это как раз перекликается с историей нашего сотрудника, который считал, что одноклассники начинают хуже к нему относиться. Так ребята могут показать: «Эй, все хорошо! Мы дружим с тобой не потому, что ты отличник. Ты просто классный! Что там у тебя, четверка за дроби? Да какая нам разница!»

Эмоциональная поддержка — это прекрасно, но ведь нужно делать что-то с тем, чтобы ребенок научился спокойно относиться к ошибкам и исправлять их. Для этого у Анны тоже есть решение.

  1. «Давай посмотрим, почему у тебя не пятерка». Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно изучить свою работу и найти ошибки. Так педагог дает понять, что ученик всё такой же умничка, каким был до того, как получил четверку. А эта четвёрка — вообще классная и чудесная! Она полезна, ведь с ее помощью можно понять, какие примеры стоит прорешать дополнительно, чтобы стать еще умнее.
  2. Аналогичное задание. И не одно, если тренироваться надо больше. Ребенок проработает свою ошибку и убедится, что всё может исправить. Его репутация не разрушена, его не осуждают, ошибки прорабатываются — вау, учиться снова стало приятно!
  3. Метод «зелёной ручки». Вспомните свой ужас: вы открываете тетрадь и видите, что там все перечеркнуто жирной красной ручкой… Мороз по коже. А если добавить зеленого цвета? Метод «зелёной ручки» используют в первых классах, когда дети только учатся красиво писать буквы, слова и цифры. Педагог подчеркивает те буквы, которые получились у ребенка самыми красивыми и правильными. Но «зелёная ручка» ручка актуальна и для более сложных заданий! Педагогу понравилось рассуждение ученика в сочинении «Кем я хочу стать в будущем»? Один зеленый акцент — и четверка за грамматические ошибки уже не будет восприниматься так остро.

Звучит все как будто бы легко. Но Анна подчеркивает: «Очень часто ребенок приносит синдром отличника из дома, а не приобретает его в школе».

Да, педагог может помочь. Но крайне важно разобраться,
почему у ребенка появился синдром отличника — и что могут сделать родители. А это уже совсем другая история.

Откуда берется синдром отличника

В некоторых фильмах, названиях которых мы не вспомним, создается карикатурный образ матери. Она заламывает руки и пьет валерьянку, когда ребенок приносит плохую оценку. И, конечно, восклицает: «Ты был таким умным! И вот скатился! Хочешь быть таким же неудачником, как твой отец?»

Но мы не в драматичном кино. Чаще всего родители прививают ребенку синдром отличника неосознанно. И даже из благих побуждений.

Нет, Вера, ничего не кончено!
Нет, Вера, ничего не кончено!

Вот несколько причин:

  • Высокие требования. Например: «Четверка? Это у тебя-то? Ты точно мог бы и лучше». Родитель может думать, что как раз хвалит ребенка. Мол, он ведь такой умничка, у него всегда всё получается. Для него нет ничего сложного в том, чтобы учиться лучше всех.
  • Недостаток внимания. Оля получила пятерку — и вот каждый член семьи нашел время, чтобы похвалить ее. У Оли ни единой четверки в четверти — и папа купил ей новый телефон. А мама разрешила сидеть за компьютером допоздна. У Оли вырабатывается установка: семья любит ее, уделяет внимание, даже награждает, если она хорошо учится. Родительское внимание и поощрения становятся материальной платой за успех.
  • Низкая самооценка. Вася считает себя хуже других детей. Вот Кирилл — самый высокий и красивый в классе, девочки даже подкидывают ему записочки с признаниями в любви. А с Сережей все хотят дружить: он веселый, классно шутит прямо на уроках. Лида — самая талантливая, она и рисует, и вышивает лучше всех, дарит одноклассникам вязаные игрушки. Вася не такой красивый, не такой общительный, не такой талантливый… Зато учится лучше всех. Отличная учеба кажется ему единственным способом быть не хуже одноклассников.

Синдром отличника VS отличник


Не у каждого отличника есть синдром отличника (извините за тавтологию).

Различия между ребенком-перфекционистом и ребенком с синдромом отличника очень существенны. Снова привлечем вымышленных детей, чтобы разница была максимально ясна.

Есть Анечка. У нее — понятные цели. Она хочет стать великой писательницей, поэтому много времени уделяет русскому языку и литературе. И по английскому у Анечки сплошные пятерки — она хочет читать зарубежную классику в оригинале. По точным наукам — тоже отличница. Аня понимает, что ей предстоит ЕГЭ по математике, если она собирается попасть в престижный ВУЗ.

Еще Аня занимается в музыкальной школе — сольфеджио, фортепиано, хор. И да, тоже отличница по всем предметам. Аня любит заниматься искусством, так что старания ей в радость.

А есть Светочка. Она пока не особо представляет, кем хочет стать в будущем. Но точно знает, что без идеальных оценок у нее ничего не получится. Света не только круглая отличница — она еще и призер всевозможных олимпиад. Она не знает, зачем ей первое место в конкурсе чтения стихотворений — но оно ей нужно, и она этого добьется. Она не знает, зачем она ходит в музыкалку — но изо всех будет стараться и там, ведь ее так любят учителя! Они постоянно выделяют ее среди других детей: «Света Иванова — такая умничка! Берите с нее пример. Наша самая ответственная ученица».

Света не может остановиться, расставить приоритеты, дать себе отдых. Она во всем должна быть лучшей.
Это единственная цель.

-3

В чем опасность

В том, что погоня за идеалом разрушает самооценку. Потому что идеал все равно недостижим.

Не из-за тебя, дорогой...
Не из-за тебя, дорогой...

Последствия синдрома отличника:

  1. Узкий круг общения и минимум хобби. Ну а где же взять время на дружбу и увлечения, если всецело поглощен подготовкой к урокам? Не только в конце года, о нет. Каждый день.
  2. Низкая самооценка. Для ребенка с синдромом отличника очень важно мнение окружающих. Похвалили ли его? Выделили ли среди других детей? Повесили ли его фотографию на доску почета? Поначалу значение имеет мнение учителей, родителей и одноклассников, но по мере взросления социальный круг расширяется. Становится важно, что думают люди в целом. И вот этот прохожий. И коллега. И новый знакомый. Появляется стремление угодить всем — и разочарование в себе, когда это не получается.
  3. Страх перед новым из-за страха поражения. Желание сделать все идеально со временем перерастает в установку: «Если идеально не получится — делать не буду, чтобы не было больно». Так человек лишает себя возможности раскрыть свои таланты, устроиться на более перспективную должность, подружиться с кем-то и завести отношения.
  4. Гиперответственность. Желание контролировать абсолютно всё. Даже то, за что ребенок/подросток/взрослый не отвечает.
  5. Неудовлетворенность собой и жизнью, повышенная тревожность, постоянная усталость.

Вы распознали синдром отличника. Что делать?

Много раз повторить: «Да не переживай ты, все нормально! Твои оценки вообще никого не волнуют»?

Конечно, нет. Важно не обесценить оценки как таковые, а помочь ребенку построить адекватную самооценку и снять зависимость от чужого мнения. Вот несколько рекомендаций:

  • Хвалить не оценки, а знания. Получил тройку по математике, но при этом на Окружающем мире узнал, почему на Северном полюсе всегда холодно? Вот это ты молодец!
  • Интересоваться не оценками, а знаниями (нам очень нравится этот оборот). Вопросы: «А что ты узнал сегодня? А что тебя больше всего поразило? А какого поэта вы сегодня изучали?» куда лучше, чем «Ну что, какая оценка за диктант?»
  • Дневник достижений. Чтобы ребенок не зацикливался на неудачах, записывайте вместе с ним его победы. И не только учебные! Очень важно, чтобы ребенок увидел: его успех не определяется одной лишь школой. Поддержал друга в трудный момент? Это успех. Выиграл в «Монополию»? Успех. Не выиграл в «Монополию», но ловко обанкротил другого игрока? Успех!

Что делаем мы

Мы построили учебный процесс так, чтобы дети концентрировались на самом процессе обучения. Им важен результат в виде знаний, а не в виде оценки. Для этого мы используем интерактивный формат — ученики вовлекаются в красочные презентации, проходят квесты, помогают главным героям дойти до цели. Дети стараются на уроках потому, что им интересно, а не чтобы получить заветную пятерку.

Система наград тоже предотвращает развитие синдрома отличника. Ученики получают виртуальные монетки (джокены) за выполнение заданий — и не только. Получить джокен можно за то, что вовремя пришел на занятие, был активным, любопытствовал, тянул руку для ответа. И даже если ответил неправильно — все равно получаешь джокен, ведь ты старался, был вовлечен и внимательно слушал.

Познакомьтесь с поближе с нашим подходом — приходите на бесплатный пробный урок! Оставить заявку можно на
сайте.