Вспоминали с подругой недавно самые необычные кафе, в которых побывали. Она сказала, что самым-самым до сих пор считает переделанный самолет, в котором ела мороженое в детстве. Когда была с родителями в Евпатории, на море.
Оказывается, списанные самолеты шли не только на металлолом. Для устаревших моделей нашлось более интересное применение. В 70-х годах в стали переоборудовать лайнеры под кинотеатры и кафе.
И сразу же появились мифы. Они об этих заведениях рождались буквально на глазах. Стоило только борту открыть двери для любителей мороженого или кинематографа, как тут же появлялись версии о героическом или трагическом прошлом самолета. Домыслов и версий было, хоть книгу пиши.
Приземленный
Самая распространенная гласила, что машину пришлось экстренно посадить, а перегнать обратно на аэродром нет возможности — места на разбег для взлета не хватает. Поэтому и решили оставить ее тут на радость граждан прямо в парке или на улице.
На деле все было гораздо прозаичнее. Борт просто привозился тягачами, затем проводилась перепланировка. Если это кинотеатр, то обустраивать места для просмотра в общем-то и не было необходимости. Оставалось только установить экран и наладить звуковую аппаратуру.
Для кафе старые кресла убирались, ставили столики и стулья. Внутренности самолета демонтировались. От летательного аппарата оставались только корпус и иллюминаторы, которые украшались занавесками.
Основной задачей было привлечь публику с детьми. Люди, которые посещали оригинальный кафетерий, позже делились впечатлениями с родственниками и друзьями. Срабатывало народного радио, место привлекало к себе постоянное внимание. В него часто ходили по выходным семьями.
Необычные заведения общепита появились в столицах некоторых республик: Ташкенте, Минске, Кишиневе. А еще в курортных Евпатории и Нальчике. И в некоторых других городах - Ярославле, Красноярске, Новокузнецке, Куйбышеве (сейчас - Самара), Рязани.
Независимо от того, в каком городе открывалось кафе-самолет, ассортимент был везде практически одинаковым. Посетителям предлагались шарики мороженого в металлических вазах, сверху посыпанные шоколадной крошкой, и пирожные. Среди напитков были молочные коктейли, газировка, кофе, чай. Ничего необычного в меню не было, но людей привлекала атмосфера внутри такого заведения. Особенно были в восторге дети, которые уплетали сладости и донимали взрослых вопросом, а вдруг самолет взлетит?
Одежда работников таких кафе была стилизована под стюардесс и стюардов.
Подруга говорит, что глядя на официанток, мечтала тоже ходить в красивой форме. И облететь весь земной шар. Мечта ее осуществилась лишь отчасти. Форма у нее есть, она работает медсестрой. А летать боится.
Подростки внимательно осматривали самолет, обсуждали размеры колес на шасси, которое было выполнено из магниевого сплава. Некоторым хватало ловкости сточить с него стружку, чтобы потом с друзьями делать бомбочки.
Первым списанным самолетом, переоборудованным под кафе, стал борт Ту-134, который установили в одном из микрорайонов Минска. Заведение получило название "Икар".
С момента открытия у трапа в кафе очереди были постоянными. Хотя внутри салона ничего особо примечательного не было, просто пассажирские кресла убрали и расставили вдоль бортов столики каждый из расчета на 4 персоны.
В проходе между столиками официантки, выполняющие заказ, ходили свободно.
Меню также было стандартным для кафетериев тех лет:
- Шарики мороженого с добавками или без;
- фруктовый сироп;
- джем;
- глазированные творожные сырки, любимое блюдо юных посетителей "Икар".
К слову, в магазинах даже таких крупных городов, как Минск, купить глазированные сырки было невозможно. Их подавали только в кафе. Мы с подругой не смогли вспомнить эти сырки даже в кафе. Возможно, они были только в столицах или крупных городах.
А еще подруга вспомнила, что мороженое в кафе-самолете поливалось каким-то очень вкусным вареньем. Больше она такого не пробовала никогда.
В Кишиневе самолет-кафе появился в 1977-м. Его установили в Долине Роз. В те времена это была самое необычное и оригинальное место для кофе в Молдавии. Ан-10А стал настоящим украшением для столицы республики. Люди приходили сюда массово даже просто для того, чтобы сделать фото на фоне огромной четырехвинтовой машины.
Но, в середине 80-х гг интерес упал и его переделали в видеосалон. К концу существования СССР идея вернуть самолету статус кафе вновь стала актуальной, но времена уже наступили рыночные, и в 1995-м самолет сожгли. То ли бандиты, то ли конкуренты.
Кинотеатр на борту
Кинотеатры в самолетах были необычным явлениям даже для крупных промышленных и курортных центров. Такой кинозал был открыт в Симферополе под названием "Ильюша". В нем крутили фильмы для детей.
Еще один самолетный зал под названием "Капитошка" был открыт в Кемерово. Название говорит о том, что он также рассчитан на юную аудиторию. Внутри салона было убрано все, кроме иллюминаторов, украшенных занавесками, заставлено профессиональным оборудование, установлены столы и стулья.
Подобные кинотеатры пользовались не меньшим успехом, чем кафетерии. К примеру, в Пензе был открыт специальный детский самолет, тоже для кинопоказов. Местные жители говорили, что идея открытия подобного заведения принадлежала члену обкома КПСС. Тот побывал в Куйбышеве и захотел подобное кафе у себя на родине.
Использовалась для гражданских целей и военная техника. Например, военно-транспортный самолет Ли-2, который также после списания в апреле 1975-го стал местом для кинопросмотров. Открыли его в Мирном и назвали "Полёт". До ухода "на пенсию" борт множество раз совершал рейсы с грузами и пассажирами в самые отдаленные регионы страны, включая Новую Землю и дрейфующую льдину.
В Мирном детский кинозал был постоянно забит битком. По праздникам детей у трапа встречали школьницы, одетые в форму стюардесс, и раздавали бесплатно конфеты.
Увы, но судьба к списанным лайнерам была неблагосклонна. С развалом Советского Союза наступила так называемая приватизация. Многие самолеты были выкуплены за копейки и сданы на металлолом. О том, что их можно и дальше использовать, тогдашние "хозяева" не задумывались.
Автобусы-столовые
Оборудовать мобильные столовые — идея не новая. Она появилась вместе с развитием транспорта. Прицепы-вагоны появились на железных дорогах давно и обеспечивали рабочих из отдаленных мест горячим обедом.
В 1960-х годах, когда появились длинные междугородние маршруты, передвижные столовые оказались нужны, чтобы сами водители автобусов могли нормально кушать. Пища доставлялась на конечные остановки, была горячей и сытной. Именно тогда и началась реализация идеи столовых на колесах и кафе.
Первое время автобусы переделывали непосредственно в автопарках. Позже Министерство автотранспорта РСФСР решило пустить в в серию мобильную столовую. Выбор пал на ЛиАЗ-677, салоны которого переделывались в цехах Апшеронского авторемонтного завода. В то время этот автобус ездил по городам всего Союза.
Когда страна распалась, передвижные столовые оказались никому не нужны. Идея столовых на колесах заглохла, хотя подобные точки общепита были бы удобны во многих местах.
А вы бывали в кафе-самолетах или кинотеатрах?
Подписывайтесь на канал, пишите в комментариях свои воспоминания о советском времени, ну и ставьте лайки. Как же без лайков то :) Спасибо, что вы с нами!