5,1K подписчиков

Снимаю в Ав, и всё получается смазано!

1,1K прочитали
Это одна из причин, почему люди не любят этот режим. Сначала надо понять, что в фотоаппарате всего три базовых настройки, ИСО, диафрагма и выдержка.

Это одна из причин, почему люди не любят этот режим. Сначала надо понять, что в фотоаппарате всего три базовых настройки, ИСО, диафрагма и выдержка. При правильном использовании полуавтоматических режимов - неважно кто будет управлять настройками, человек всеми тремя или часть из них отдать автоматике.

Я выбрал режим Ав, хочу снимать на диафрагме 1,8. Фотоаппарату в этом режиме ни при каких обстоятельствах нельзя менять диафрагму. Допустим, я выбрал ИСО 400. Тут самое важное - последняя настройка будет совершенно одинаковой независимо от того, кто её будет ставить. Так как если два показателя у нас заняты, то у третьего есть только одно верное значение для правильной экспозиции!

Сложности возникают, когда у нас нет избытка света! Я в Ав, на 1,8 и ИСО 400 делаю фотографию и получаю смаз, фотоаппарат поставил выдержку 1/15. Если я сейчас перейду в М и руками поставлю выдержку 1/125 - смаз исчезнет, но фотография будет тёмной. И единственная выдержка, которую я могу поставить в этих условиях, чтобы фотография была нормальной по "яркости" это 1/15, её фотоаппарат и поставил.

Фотоаппарат ничего не знает о том, что мы снимаем и хотим получить, фотоаппарат просто замеряет освещение вокруг и старается сделать правильную экспозицию (яркость).

В М режиме, чтобы не было смаза, я ставлю 1/125, но далее мне надо или открыть диафрагму или поднять ИСО!

Именно поэтому Ав особенно удобен в связке с автоИСО. Но именно как мы до этого разбирали, когда в настройках автоИСО есть "рекомендация" по выдержке. Я ставлю Авто ИСО и ограничение выдержки в 1/125 (если не понимаете, что за ограничение выдержки крайне важно посмотреть этот пост). Фотоаппарат видит, что если он поставит 1/125, фото будет тёмное, значит, он подымает ИСО на 3200. И получает хорошую экспозицию. Между 1\15 (на которой была хорошая экспозиция) и 1/125 три шага, фото стало на три шага темнее. Значит, надо увеличить ИСО на три шага.

Но и тут могут быть проблемы. Если, допустим, вы боялись, что на 3200 будут сильные шумы. И в настройках авто ИСО сделали ограничения ИСО от 100 до 1600. Тогда фотоаппарат поставит максимально разрешённое ИСО, но ему будет не хватать ещё шага по экспозиции (фото будет темнее чем надо), тогда он будет вынужден вместо 1/125, поставить 1/60. Фотик стремится к правильной экспозиции.

Смотрите, в режиме Ав - диафрагма - это закон, её фотоаппарату трогать нельзя ни при каких обстоятельствах. Выбранное нами ИСО, или ограничения в настройках автоИСО, например (100-1600) - это закон, фотику нельзя его нарушать. А ограничение выдержки - это рекомендация. Это, можно сказать, мы информируем фотоаппарат, о том, насколько активное действие мы снимаем. И если света хватает то фотоаппарат нас слушается, но если света не хватает, то для него на первом месте экспозиция. Так что совсем расслабиться не всегда получится, и всё равно нужно контролировать освещение и поглядывать, какие настройки ставит фотик. Но в любом случае в этом режиме, фотоаппарат нас подстраховывает и даёт шанс, даже если мы накосячили.

Если фотоаппарат поставит 1/125 - фотография точно получится тёмной - брак. Если 1/15, экспозиция будет хорошей и, быть может, повезёт и смаза не будет - такая логика. Ну в примере с 125 и 15 не убедительно. А вот если вы ставили ограничение 1/250, но не следили за светом, и фотоаппарат был вынужден поставить 1/60. Есть много шансов, особенно при съёмке на 50мм или шире, что может получиться без смаза!

На практике это выглядит так. Идеальный пример, съёмка ребёнка в квартире. Квартира с тёмным ремонтом, вытянутая, окно обычное небольшое и одно. Освещённость вблизи окна и в 3 метрах от него, будет принципиально разная! Я могу снимать на М постоянно, возвращая маленького ребёнка к окну. Но минут через 15-20 ребёнку это надоест, и он устроит истерику. Либо пытаться бегать за ним, каждый раз подстраивая настройки.

Как сделать правильно. Ставлю режим Ав. Снимать я буду на 50мм 1,8. Допустим, ребёнок гиперактивный! Ставлю ограничение по выдержке в 1/400. Отхожу в самую дальнюю часть комнаты и смотрю на каком ИСО у меня при 1.8 и 1/400 тут будет хорошая экспозиция. Допустим, получается что ИСО12800. Да я знаю, что на моей камере не надо снимать выше 6400, да и 6400 тоже не очень! но! я в настройках авто ИСО ставлю ограничения от 100 до 12800.

У нас идеальное место вблизи окна, где будут получаться лучшие по качеству фото. Там фотоаппарат будет ставить ИСО 100, да ещё и затвор подымит до 1\1000 или больше. Но чем меньше мы ограничиваем перемещение малыша, тем дольше у него хорошее настроение. Да в 3 метрах от окна фотик задерёт ИСО, но если вдруг ребёнок выдаст чудо-эмоцию, какой-то крутой момент, у меня тут не будет смаза, я разрешил фотоаппарату подымать ИСО до 12800. Да будут шумы, но сделаю ЧБ, подниму точку чёрного и накину ещё своих шумов - это запросто может стать вообще самой крутой фотографией из этой серии - классный момент в большинстве случаев важнее технического качества. Мы в любом месте получаем фотографию, идеальную по экспозиции и без смаза. И теперь вообще не отвлекаемся на настройки камеры. Не дёргаем малыша, не портим ему настроение. Единственное чем мы заняты, наблюдаем, играем и готовы в любую секунду поймать момент. Ребёнок 5 минут поползал в тёмной части, и потом опять будет перемещаться, будет и к окну подползать и тд. Да, разумеется, по возможности надо ребёнка стараться манить ближе к окну, но идею вы поняли😉

Другой пример, я рассказывал про банкетный зал, где одни столы вдоль окна и очень светлые, а другие очень тёмные. Я прихожу и настраиваю по самому тёмному столу. Все остальные будут сняты супер, на этом, самом тёмном столе фотик задерёт ИСО, но зато я не пропущу момент. Ещё раз, у меня стоит нужная мне диафрагма, и ограничение затвора минимальное чтобы не было смаза - третья настройка может быть только одного значения. Неважно кто её ставит я или камера. Если бы я снимал в М, то на этом столе я бы точно так же задрал ИСО. Только это было бы жуток неудобно, пока перестроился на этот стол, а тут раз классный момент за светлым столом, а потом опять за тёмным и тд. А если правильно настроено Ав, я вообще не думаю о настройках, и снимать крайне легко.

Я всегда в автоИСО ставлю ограничение больше чем желательно. Снимаю ли я "семейный очаг" на свадьбе или крещение. Диафрагма открыта как надо, выдержка минимальная без смаза. А ИСО как повезёт. При хорошем свете фотоаппарат будет ставить его небольшим. Но вот потухли свечи у родителей на очаге, стало вообще темно, да пусть фотик подымет до 12800 - но момент будет заснят! и там могут быть очень крутые эмоции. Если я боюсь шумов и поставлю ограничение в 3200 - то я 100% не сниму это, если я ставлю ИСО больше, то я засниму, не идеально - но момент будет пойман.

Для тех, кто начинает разбираться с фотоаппаратом, путаницу вносит экспокоррекция (когда мы смещаем бегунок в сторону плюса или минус, чтобы сделать темнее или светлее) И прям очень часто люди поначалу думают, что есть 4 способа влиять на "яркость" фото: диафрагма, выдержка, ИСО и экспокоррекция. Но нет. Есть только три. Когда в режиме Р, мы говорим фотику, сделай светлей - он это может делать всеми тремя настройками. Когда в Ав, то диафрагмой управляем мы, а фотоаппарату остаётся выдержка. Ну и ИСО, если мы его поставим на авто. А в М мы вообще не можем делать экспокоррекцию (смещая бегунок в сторону плюса или минуса), так как всеми тремя настройками управляем мы - фотоаппарату просто нечем было бы делать темней или светлей.

Настроек всего три. Если мы выбрали определённое значение двух из них, то третья (для получения правильной экспозиции) будет иметь только одно, единственно верное значение, и неважно кто ей будет управлять человек или камера.

Когда в Ав пошёл смаз - это значит, фотоаппарату не хватает света, и он вынужден удлинять выдержку. И вот тут начинается работа фотографа, действительно важная - работа со светом. Мы стараемся сделать свет мощнее если можно, дождаться пока облако уйдёт с солнца, или убрать тюль с окна, на свадьбах, на сборах невесты, с окна убираем все цветы, игрушки и тд. Ну и опять же правило обратных квадратов, если возможно, то стараемся объект съёмки расположить как можно ближе к свету. Если всё это не возможно или не помогает, тогда мы поднимаем ИСО. По-другому никак!

Если остались вопросы, обязательно пиши, надо разобраться!