Найти в Дзене
Схола

Рец. на фильм "Мастер и Маргарита" (2024)

Странно, что взрослые люди так серьезно относятся к "Мастеру и Маргарите".
Это ведь роман для подростков. Настоящая детская литература. И все неудачи с экранизациями заключаются именно в этом. Из простого пытаются сделать сложное. Снять серьезное кино по легкому, шутовскому произведению. Ищут глубину там, где ее нет и быть не может. А надо всего лишь признать, что "Мастер и Маргарита" начинается как плутовской роман и остается им до самого конца. И тогда все становится простым и понятным. Есть литература типа "Золотого теленка", "Старика Хоттабыча" и "Собачьего сердца" с их персонажами типа неубиваемого ("непотопляемого") Бендера, вечноживущего старика-джинна, гениального ученого Преображенского и путешествующего "Князя тьмы". Есть их приключения в России ("стране большевиков") со всеми вытекающими последствиями. И есть писательское мастерство людей, рассказывающих эти истории. Но есть традиция считать "Мастера и Маргариту" великим романом. Почему так получилось? Это связано с датой

Странно, что взрослые люди так серьезно относятся к "Мастеру и Маргарите".
Это ведь роман для подростков. Настоящая детская литература. И все неудачи с экранизациями заключаются именно в этом. Из простого пытаются сделать сложное. Снять серьезное кино по легкому, шутовскому произведению. Ищут глубину там, где ее нет и быть не может.

А надо всего лишь признать, что "Мастер и Маргарита" начинается как плутовской роман и остается им до самого конца. И тогда все становится простым и понятным.

Есть литература типа "Золотого теленка", "Старика Хоттабыча" и "Собачьего сердца" с их персонажами типа неубиваемого ("непотопляемого") Бендера, вечноживущего старика-джинна, гениального ученого Преображенского и путешествующего "Князя тьмы". Есть их приключения в России ("стране большевиков") со всеми вытекающими последствиями. И есть писательское мастерство людей, рассказывающих эти истории.

Фильм "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (СССР, 1924 год)
Фильм "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (СССР, 1924 год)

Но есть традиция считать "Мастера и Маргариту" великим романом. Почему так получилось?

Это связано с датой публикации произведения. 1960-е годы, время идейных исканий советской интеллигенции. Роман уровня 30-х годов попал не в свое время, но сорвал фурор. Все свои духовные искания, поиски, страхи и надежды шестидесятники вложили в "Мастера и Маргариту". Так же как это было сделано с фильмом Тарковского "Андрей Рублев", ставшего портретом своего времени. Сгустком интеллигентских комплексов его современников.

Фильм Андрея Тарковского "Страсти по Андрею" ("Андрей Рублев"). СССР, 1966 год
Фильм Андрея Тарковского "Страсти по Андрею" ("Андрей Рублев"). СССР, 1966 год

Итак, есть интеллигентский "миф о великом романе". Еще одна "священная корова", которую нельзя трогать. Так сильно эта книга связана с проблемами поиска идентичности в советской и постсоветской интеллигенции.

Но эти завышенные ожидания ("великий роман", "там явно что-то должно быть") и служат причиной всех разочарований от экранизаций. Люди ждут, чтобы им объяснили, показали на экране - в чем заключается величие романа. А им подсовывают очередной вариант "Золотого теленка". Там, где должны быть магия и величие, оказываются сумбур, хаос и мелкотравчатая бесовщина вкупе с обыкновенным хулиганством. И все это еще подается с псевдо-интеллектуальным пафосом.

Михаил Булгаков не успел дописать свой роман. И то, что имеется во 2-й части, должно было еще множество раз быть переписанным, переделанным, передуманным. Настолько слабой и простой является вся эта "история Мастера". Но сделать ничего нельзя. И другой концовки уже не будет.

Сериал "Остаться в живых" (Lost, 2004-2010). Финальные кадры объясняются в мультфильме "Симпсоны". Все это был только лишь сон собаки...
Сериал "Остаться в живых" (Lost, 2004-2010). Финальные кадры объясняются в мультфильме "Симпсоны". Все это был только лишь сон собаки...

Такое иногда бывает. Например, сериал "Lost" получает законченное объяснение как "сон собаки". А роман М. Булгакова - как описание психотического состояния И.Н. Понырева (Ивана Бездомного), случившегося на фоне творческого переутомления. Взялся писать антирелигиозную поэму об Иисусе Христе. Но не смог, не сумел, не справился. С диагнозом "параноидная шизофрения" был госпитализирован. Затем отдохнул, оправился, обратился к изучению истории. Для всех, кто взыскует ясности, такого объяснения будет достаточно.

А для всех остальных есть множество "несвязанных" фрагментов "черновой" второй части. И каждый волен их интерпретировать, как ему заблагорассудится.

Е.С. и М.А. Булгаковы
Е.С. и М.А. Булгаковы

Но лично для меня у этого романа есть два полноправных автора - и Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна, значение которой для текста и судьбы произведения невозможно недооценить. И где там любовь, и где там творчество уже невозможно разобраться. Настолько все это переплелось.

И здесь можно перейти к
фильму "Мастер и Маргарита" 2024 года.

Во-первых, там рассказывается о М.А. и Е.С. Булгаковых, о чем
прямо говорят создатели фильма. Для этого "слабую историю Мастера" смешивают с биографическими элементами Булгаковых. И для экранизации берут 2-ю часть романа, а не первую. Так расставляются акценты.

Актер Юрий Борисов сыграл капитана НКВД в фильме 2021 года и озвучил кота Бегемота в 2024 году
Актер Юрий Борисов сыграл капитана НКВД в фильме 2021 года и озвучил кота Бегемота в 2024 году

Во-вторых, к истории (настоящей, доподлинной) повествование имеет очень отдаленное отношение. Вместо истории мы имеем сатиру, пасквиль, аллегорию. Подобное мы уже наблюдали в фильмах "Капитан Волконогов бежал", "Смерть Сталина". Фиктивность этой киновселенной (универсума) нужно принимать во внимание как указание на жанр.

В-третьих, зачем вообще нужны экранизации? Фильмы помогают понять что-то в самом литературном произведении. И мне кажется, что версия 2024 года помогает понять две вещи. По крайней мере, мне.

Маргарита в фильме 2024 года. "За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит".
Маргарита в фильме 2024 года. "За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит".


1. Отношение "Мастера и Маргариты" к "Фаусту" Гете.

В романе указание дается просто. Через эпиграф, имена и статус Мастера.

В фильме персонажи постоянно пробираются через перестраивающуюся Москву. Кажется, эту стройку невозможно закончить. И поэтому фраза "Остановись, мгновение, ты прекрасно!" ("Как похорошела наша Москва!") никогда не будет сказана. Но ведь это и есть вторая часть "Фауста". Где действуют мейстер Фауст и Елена Прекрасная. И от этого ощущения уже невозможно избавиться.

Сталинская реконструкция Москвы в фильме "Мастер и Маргарита" 2024 года
Сталинская реконструкция Москвы в фильме "Мастер и Маргарита" 2024 года


2. Кто такой Воланд? Ведь у "Князя тьмы" так много разных имен-сущностей.

В романе мой любимый фрагмент - это когда герои летят по небу. И лучшего описания Люцифера я не встречал ("Воланд летел тоже в своем настоящем обличье ... а шпоры всадника - белые пятна звезд").

Итак, мы имеем дело с Люцифером. И, на мой взгляд, это является главным ключом к пониманию всего происходящего в романе.

Люцифер - это ангел, хоть и падший. Вся его суть - в гордом презрении к людям. За что он собственно и поплатился. Ведь у Господа Бога такое странное чувство юмора. В наказание за гордыню Бог отправил Люцифера к тем, кого тот терпеть не мог. Более того, как правитель Ада он будет иметь дело с худшими из людей, самыми что ни на есть "отбросами" человеческого вида. Вот это наказание, так наказание!

Полет Маргариты в фильме "Мастер и Маргарита" 2024 года. Такой могла быть сталинская Москва. В центре высится зиккурат Дома Советов архитектора Бориса Иофана.
Полет Маргариты в фильме "Мастер и Маргарита" 2024 года. Такой могла быть сталинская Москва. В центре высится зиккурат Дома Советов архитектора Бориса Иофана.

Отсюда и плутовской жанр самого романа "Мастер и Маргарита". Где Люциферу приходится обратиться в шутника-чародея Воланда ("Фаланда"). Ведь он имеет дело с теми, кто всегда лгут, мошенничают и подличают. Поневоле с такими и самому приходится постоянно хитрить. У вора украсть, мошенника облапошить. Других отношений с ними быть и не может. Либо обманут тебя, либо ты сделаешь их.

И здесь мы обращаемся к фильму. На какой жанр указывает "фиктивность киновселенной" (см. рассуждения выше)? Теперь мы можем его назвать. Это "Божественная комедия"! Люди строят на Земле далеко не рай. Теперь нам показывают это визуально.

Финальные кадры города в фильме "Мастер и Маргарита" 2024 года
Финальные кадры города в фильме "Мастер и Маргарита" 2024 года

В конце фильма, когда Воланд со свитой обозревают "горящую" Москву, и Азазелло замечает, что ему "больше нравится Рим". А сам Воланд говорит "Интересный город", то мы видим вовсе не Москву и ее пожары. Мы видим совсем другой город. Архитектурные формы, пентаграммы, кумиры (статуи), жертвенные огни Молоха и Ваала указывают нам: "Пал, пал Вавилон великий" (Откр. 18:2).

Увы, но Ад - это сами люди. Помощники для строительства Ада им не нужны. И дьяволу остается только присутствовать. Наблюдать то, что делают другие.

"Ад - это другие" ("L'enfer, c'est les autres").

--
PS.
По словам создателей фильма - действие происходит в 1942 году.

PSS. К вопросу: "О ком, о чем фильм?". Первым названием фильма 2024 года было "Воланд". Он задумывался и снимался именно под этим названием.