Во многих городах России мигранты захватывают целые классы и даже школы. Например, в Екатеринбурге в одну из средних школ на окраине в 2022 году записали 120 первоклассников, и только чуть больше 10 из них оказались русскими. А в Волгограде учительница уволилась только из-за того, что ей отдали класс, полностью состоящий из не говорящих по-русски детей приезжих. Мигранты требуют бесплатное образование в России, но ставят свои условия. Это может привести к тому, что дефицит учителей в русских школах скоро достигнет пика.
Родители зациклены на своей культуре
На проблему обратила внимание педагог из Кургана. В колонке на местном городском портале 45.ru Елена Ракова подробно расписала, что происходит сейчас в школах. Учителя не выдерживают абсурдной работы, с которой им пришлось столкнуться.
Основная причина кризиса: дети мигрантов попадают в школы, почти не зная русского языка. Но большинство родителей настолько зациклены на сохранении своей культуры в чужой для них стране, что не видят в этом ничего плохого. Мол, нашим родившимся в России детям положено бесплатное образование как гражданам, поэтому пусть мучаются учителя. Как хотите, но научите нашего Билольчика или Абдулло разговаривать по-русски. Ему ведь здесь еще жить.
Репетитор по русскому языку и литературе Елена Ракова привела несколько примеров из реальной практики:
- Ребенок в шестом классе должен изучать деепричастные обороты, но не знает даже простых русских слов. Оказывается, родители дома разговаривают с ним только на родном языке. Когда учителя говорят, что нужно говорить со своими детьми на русском, родители обижаются: мол, нам нужно сохранить наш язык.
- Одного младшеклассника удалось за год научить изъясняться на русском языке. Он смог нормально читать для своего возраста. Но на летние каникулы его отправили к бабушке с дедушкой на родину. 1 сентября он снова не мог разговаривать по-русски.
- Многие мигранты не видят пользы от образования, поэтому и детей отдают в школы "для галочки". Это часто касается девочек, которым образование, согласно среднеазиатской традиции, не нужно. Ведь в их культуре жена сидит дома и следит за детьми, пока муж зарабатывает.
По словам педагога, многие ее коллеги вынуждены "рисовать" тройку ребенку приезжих, чтобы он не остался на второй год. Потому что проблему это не решит.
Из-за засилья детей мигрантов Ракова предложила вернуться к дореволюционной практике, когда в школах создавали ремесленные училища. В них дети с неуспеваемостью получали навыки простых профессий. Педагог также призвала организовать так называемые адаптированные классы, где будут учить детей иностранцев выражать мысли на русском языке. Но и это не поможет, если родители не перестанут разговаривать со своими детьми только на своем наречии.
Школы в Екатеринбурге захватывают целыми кланами
Школа №149 в екатеринбургском микрорайоне Сортировка стала известна на всю страну несколько лет назад после новости о том, что здесь почти не осталось русских учеников. Причем, примерно треть – дети мигрантов из Кыргызстана.
Дело в том, что сама Сортировка еще с 90-х стала анклавом приезжих. Сначала здесь массово заселялись китайцы, торговавшие на рынке. Потом рынок стал уступать по популярности появляющимся торговым центрам, и переселенцы из Поднебесной уехали. Купленные ими квартиры перепродавали приезжим из Средней Азии.
Теперь уже бывший директор "сто сорок девятой" Евгений Сергунин рассказывал в интервью местному изданию E1, что на Сортировке в школах сложилась некая клановость. Например, в одной школе учатся преимущественно таджики, в другой – таджики, в третьей – узбеки. Есть и "вьетнамская" школа.
Причем, большинство детей приезжих уходят после девятого класса. Им этого достаточно, чтобы иметь аттестат. В 10 класс переходят лишь единицы – это те, кто хочет поступить в русский вуз.
Экс-директор признал, что главная проблема педагогов – научить школьников разговаривать по-русски. И если с первоклассниками проще, то хуже всего ситуация с детьми, которые переехали в Россию уже в подростковом возрасте. Русский язык дается им сложнее, а времени до выпускных экзаменов меньше. Поэтому учителя вынуждены возиться с такими учениками, чтобы те могли сдать экзамены в девятом классе.