Это, разумеется, вкусовщина, но мне "Отель "Гранд Будапешт"" нравится больше всех остальных работ Уэса Андерсона – картину отличает не только узнаваемый визуальный стиль, но и увлекательный сюжет, хотя этот режиссер умеет снимать кино и, как может показаться, совсем без сценария. Вообще, ленты Андерсона угадываются с одного взгляда, возможно, это самый оригинальный на сегодня постановщик в Голливуде, а может, и в мире. И как ни странно, его "заскоки" публике ничуть не надоели – наоборот, мы готовы в каждой новой картине искать фирменные черты, замечать перекличку образов и планов, фиксировать схожесть приемов. Именно этим способом я и хотел бы выразить свою любовь к "Гранд Будапешту" – давайте вспомним, что делает его таким крутым.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Строго говоря, "Отель "Гранд Будапешт" даже для самого Андерсона можно назвать новаторским – в нем режиссер попробовал несколько приемов, которые впоследствии стали частью его фирменного стиля. Что-то стало закономерным развитием предыдущих его игровых работ, что-то возникло из экспериментов с полнометражной анимацией. В любом случае, "Отель" показал, что постановщик не намерен останавливаться и готов к экспериментам. Самые яркие его старые и новые фишки отметим ниже.
Трагикомедия
Многие склонны относить фильмы Андерсона к комедийному жанру, но он, безусловно, блистательный трагик. Причем драматизм был свойственен его фильмам с самых давних пор – вспомните "Семейку Теннебаум", где фарс падающих с лестницы персонажей успешно сочетается с попытками суицида, или "Поезд на Дарджилинг", где помимо веселой суеты присутствует и эпизод со смертью ребенка. В "Отеле "Гранд Будапешт"" Уэс остается верен себе – комические остроты и комедийные твисты чередуются в фильме с душераздирающими моментами. И еще неизвестно, чего в картине больше.
Впечатляющий актерский ансамбль
С тех пор как для "Семейки Тенненбаум" Андерсону удалось собрать невероятный актерский ансамбль, режиссер стал буквально одержим тем, чтобы заманить в свой проект максимальное число звезд самой большой величины (исключение составляет, пожалуй, только "Поезд на Дарджилинг" – в нем автор обошелся минимумом). Подбор актеров для "Отеля "Гранд Будапешт"", пожалуй, наиболее поразительный – соединить столько звезд в одном проекте могут позволить себе только считанные гении, а постер просто разрывается яркими именами: Рэйф Файнс, Ф. Мюррей Абрахам, Сирша Ронан, Уиллем Дефо, Джефф Голдблюм, Эдвард Нортон, Тильда Суинтон, Билл Мюррей. Фантастика!
Симметрия
Уэс Андерсон известен своим особенным построением кадра – камеру он всегда помещает перпендикулярно объекту, ведущий персонаж у него всегда четко отцентрирован, а края кадра строго симметричны. Идеальная иллюстрация этому – сцена декларации мсье Густавом его письма из тюрьмы. За его спиной и сбоку расположились слева другие заключенные, а справа охрана. Идеально! Столь же превосходно в кадре смотрится перестрелка, когда одна противоборствующая сторона занимает одну сторону экрана, а вторая – другую.
Главы
Поскольку кинематограф – творчество коллективное, в нем авторам реже позволяется как-то проявлять свою индивидуальность и оригинальность. Но не в случае с Уэсом Андерсоном, который сам пишет сценарии своих картин. Страстный поклонник литературы, Андерсон и свое творчество видит в форме адаптированных для большого экрана романов – отсюда и разделение фильмов на главы. Впервые подзаголовки появились в "Семейке Тенненбаум", а к "Отелю "Гранд Будапешт" этот прием уже сформировался в отдельный яркий штрих с фирменными "карточками".
Внутрикадровый монтаж
Снятый пятью годами ранее "Бесподобный мистер Фокс" открыл Андерсону бескрайний мир внутрикадрового монтажа – в анимационном фильме с кукольными персонажами режиссер мог как угодно менять мизансцены не прибегая к склейкам и рубленным переходам. В "Отеле "Гранд Будапешт"" Уэс попробовал то же самое сделать с живыми актерами, и это ему удалось. Движения героев в ряде сцен стали синхронизироваться с движениями камеры – это добавило фильму еще одну грань взаимодействия со зрителем.
Любимые актеры
Когда после съемок очередного фильма актеры рассказывают в интервью о том, что стали за время работы одной большой семьей, верить этому не следует – чаще всего это преувеличение и игра на публику. За исключением случаев на съемочной площадке картин Уэса Андерсона. До сих пор доподлинно неизвестно, что он там подмешивает в еду, но в его новые проекты действительно записываются в очередь, а те, кто однажды вкусили этот плод, непременно хотят повторить ощущения. Круг актеров, снимающихся у Андерсона постоянно, известен – это Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Джейсон Шварцман, Тильда Суинтон, Эдриан Броуди, Джефф Голдблюм, Уиллем Дефо. И все они есть в "Отеле "Гранд Будапешт"" – пусть в минутной роли, но есть.
Смешение анимации и живого действия
Свою любовь к анимации Уэс Андерсон проявил на большом экране задолго до того, как снял первый полнометражный мультфильм – если помните, океанские обитатели в "Водной жизни Стива Зиссу" были нарисованы. После успеха "Бесподобного мистера Фокса" Андерсон расширил границы и стал смело совмещать анимацию и игру живых исполнителей, в том числе и в "Отеле "Гранд Будапешт"". Кто-то скажет, что нарисованные погони и прыжки стали частью картины только из-за экономии бюджета, но автор с такой публикой поспорил бы. Иногда такие решения оправданы и с творческой точки зрения.
Закадровый голос
Использование закадрового голоса в кино – одно из самых неоднозначных решений, использовать которое решаются либо гении, либо полные бездарности. Уэс Андерсон, наряду с Мартином Скорсезе, не стесняется использовать такой "костыль", но делает это с особенным очарованием и бесподобным мастерством. Поразительно, насколько уместными оказываются прочитанные закадровым голосом письма Сэма и Сьюзи в "Королевстве полной луны"! В "Отеле "Гранд Будапешт"" закадровый голос тоже возникает исключительно уместно – Джуд Лоу в роли писателя пересказывает нам историю молодого Зеро Мустафы и делает фильм богаче.
Изменение соотношения сторон кадра
Самый заметный оригинальный прием, который Уэс Андерсон впервые попробовал в "Отеле "Гранд Будапешт", а затем повторил во "Французском вестнике" – это, конечно, "игра" соотношением сторон кадров. Режиссер показывает разные эпохи в различном экранном формате, и это позволяет зрителю быстро переключаться между временами и локациями. Андерсон не первым воспользовался таким визуальным решением, но он довел прием до совершенства. В последующих картинах к меняющимся границам экрана добавилась еще и черно-белая пленка.
Ограбление
Начиная со своего дебюта с "Бутылочной ракетой", Андерсон регулярно использует в сюжете своих картин линию с ограблением. В "Водной жизни Стива Зиссу" главный герой грабит лабораторию конкурента, в "Бесподобном мистере Фоксе" лисы планируют обобрать фермеров. Важной частью сюжета "Отеля "Гранд Будапешт" тоже становится преступление на почве несправедливости – когда сын Мадам Д. силой отнимает у мсье Густова завещанную ему картину "Мальчик с яблоком", герой решает вернуть ее себе, пусть даже нарушив закон. Без этого лихого налета кино было бы заметно менее ярким и захватывающим.
Конечно, это далеко не полный перечень того, что выделяет "Отель "Гранд Будапешт"" из тьмы других голливудских картин и даже из ряда произведений самого Уэса Андерсона – эту ленту можно пересматривать бесконечно, и каждый раз вы будете находить новые и новые детали. Впрочем, "Отель" позволительно смотреть и просто для удовольствия – мягкие тона, игра света и тени, тщательно подобранная палитра кадра успокаивают и умиротворяют даже в немногочисленных экшн-эпизодах и драматических сценах повествования. Андерсон настоящий волшебник, эстетика которого всегда вызывает у меня трепет. Надеюсь, у вас так же.
А пока вы рассказываете в комментариях, насколько дороги вам геометрия, музыка, свет фильмов Уэса Андерсона, я переключусь на другие темы, благо свежих фильмов и сериалов вышло достаточно, да и классика никуда не делась. Всеми своими самыми интересными мыслями буду делиться здесь, на канале Киноведа в штатском – заглядывайте, если вдруг заскучаете. Подписка же на телеграм-канал еще больше расширит диапазон удовольствий нашего с вами общения. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не теряйте ключи от номеров, и...
Увидимся в кино!
Дополнительные материалы: