Найти тему
kino-and-more

"Мастер и Маргарита"(2024): почему это стоит увидеть

Когда о фильме так много говорят и пишут, как сейчас, сложно найти собственные слова, но я постараюсь. Смотреть экранизацию романа Булгакова на большом экране мне было интересно.

Главное отличие фильма от романа Булгакова в том, что в книге Мастер писал произведение о Пилате и Иешуа, а Воланд со свитой действовали параллельно в московских главах. В фильме же Мастер - автор всего, и истории о Пилате, и глав о загадочном иностранце и его помощниках, включая огромного черного кота. Кстати, такой же кот, только чуть поменьше, породы мейн-кун, живет и в доме Мастера. А необычного иностранца он сам встретил после того как его пьесу о Пилате сняли с репертуара. То есть всё происходящее - плод его воображения и писательская кухня самого Булгакова. И фильм - это попытка понять и объяснить, как Булгаков, основываясь на реальности, окружающей его, создавал свой бессмертный роман.

Всё, самая сложная часть рецензии закончена. Перейду к персонажам.

Мастер и Маргарита - Евгений Цыганов и Юлия Снигирь. Любопытно было увидеть эту пару вместе не только на страницах прессы, где в сотый раз обсуждается, как он посмел ради нее бросить жену с семью детьми. Принято говорить, что Цыганов везде одинаковый, но у меня в данном случае никаких претензий нет. Он хорош в роли Мастера. А она - ну кто если не она будет Маргаритой?

-2

В сценах, где Маргарита обнажается, кажется, что грудь у нее идеальная (сделанная?) до нереальности. С другой стороны, она ведь намазалась волшебным кремом, помолодела и стала некой лучшей версией себя, так что все логично.

Воланд - Аугуст Диль. Немецкий актер, которого я ранее нигде не встречала. На роль консультанта-иностранца - просто бинго! Таким же харизматично-дьявольским мог бы быть разве что Уиллем Дефо. Все внимание на себя берет и сам явно наслаждается произведенным эффектом.

-3

Марату Башарову, кажется, ничего и играть не пришлось в роли непросыхающего директора театра Варьете Степана Лиходеева, который с утра провел рукой по бедру, чтобы определить, в брюках он или без, и не определил.

Коровьев в исполнении Юрия Колокольникова - это чистый спирт Джокер, сочетание детскости и безумия.

-4

Азазелло Алексея Розина тоже по-своему безумен и опасен.

Гелла - Полина Ауг - великолепна! Такая нестандартная провокационная внешность идеально подходит для вампирши из свиты Воланда. Как и в случае с Аугустом Дилем, она забирает всё внимание на себя даже если просто молчит.

-5

Иешуа сыграл актер с удивительным именем Аарон Водовоз. Его герой мягкий, добрый, всепрощающий, каким и должен быть Иисус. А еще он тут напоминает мне Ролана Быкова.

-6

Александр Яценко, который в фильме Алоизий Могарыч, вообще не умеет плохо играть. Дмитрий Лысенков в роли критика Латунского, клеветника-конформиста, погубившего Мастера, тоже в яблочко. Яна Сексте сыграла медсестру в психиатрической лечебнице, куда поместили Мастера. Ее героиня - некрасивая, прихрамывающая, не понимающая таланта Мастера простая женщина, которая все-таки помогает ему, проявляет милосердие. Очень забавный и одновременно трагический персонаж - Иван Бездомный в исполнении Данилы Стеклова.

Фильм идет 157 минут, то есть более двух с половиной часов. (А до этого еще реклама - 15-20 минут, что дико раздражает!) Конечно, сидя в зале, временами хочется поменять позу и улечься поудобнее. При этом смотреть не скучно: сюжет не провисает, нет затянутости. Но внимание не удерживается любой ценой - быстрыми переменами событий, монтажом, спецэффектами. Тут есть и замедление, и паузы. Зрителя приучают не только смотреть во все глаза, но и размышлять прямо в процессе просмотра, наслаждаться красотой кадра, актерской игрой, текстом Булгакова, проводить параллели.

На съемочной площадке. В какой-то момент фильм планировали назвать "Воланд".
На съемочной площадке. В какой-то момент фильм планировали назвать "Воланд".

Невозможно не упомянуть очень красивые костюмы и декорации. В фильме создан свой собственный мир: дом Мастера, нехорошая квартира, квартира критика Латунского, сцена театра Варьете, психиатрическая лечебница... И между всем этим - бесконечная стройка и возведение нового - "весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем..."

-8

А что касается нападок на режиссера, который создал "антисоветский фильм", то все, кто так считает - абсолютно правы, только с одним уточнением: главный антисоветчик тут не режиссер Локшин, а Михаил Булгаков. Ведь это на него были гонения и именно его книги были запрещены в СССР, и мои родители еще в 80-х читали "Мастера и Маргариту" в самиздате. Классик русской литературы не любил пролетариат советскую власть, просто примите это как данность.

Предыдущий фильм режиссера Локшина - "Серебряные коньки":

И еще один хороший российский фильм из последних, с Юрой Борисовым. Кстати, в "Мастере и Маргарите" Юра озвучил кота Бегемота.

Спасибо за лайк! Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи.