В последнем полете в финале «Мастера и Маргариты» Геллы почему-то нет, хотя из горящего дома она вылетает. Как же так?
Как пишут некоторые исследователи, имя для Геллы Булгаков нашел в статье «Чародейство» Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, где отмечалось, что на острове Лесбос этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.
Итак, последние сцены романа. Гелла вылетает вместе со всеми из горящего дома № 302-бис: «В то время, как на Садовой послышались пугающие сердце колокольные удары на быстро несущихся со всех частей города красных длинных машинах, мечущиеся во дворе люди видели, как вместе с дымом из окна пятого этажа вылетели три темных, как показалось, мужских силуэта и один силуэт обнаженной женщины».
Но потом ее уже нет.
В воспоминаниях В. Я. Лакшина о беседах с Еленой Сергеевной Булгаковой та в ответ на его недоумение по этому поводу «взглянула <…> растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: «Миша забыл Геллу!!!»».
Стоит отметить, что в рукописной редакции 1938 года Гелла участвовала в последнем полете: «Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кисти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь».
Существуют мнения, что Булгаков сознательно убрал ее из сцены последнего полета – из-за того, что она была младшим членом свиты. Другие считают, что она только временно сопровождала Воланда. Так или иначе, было бы намного интереснее прочитать в окончательной редакции романа о «ночи, улетавшей в ночь».