Волчья ягода с обзором нашей любимой классики. Написано с любовью.
Посмотрела на новогодних каникулах ряд советских картин, актёрами которых являются дети. Какие-то из них смотрела уже не раз («Чучело», «Вам и не снилось»), а какие-то в своё время прошли мимо меня. Отметила, что очень по-разному кино воспринимается сейчас и когда тебе десять или двенадцать лет. Сейчас оно зримее, выпуклее и глубже. После просмотра есть ощущение, будто прикоснулся к чему-то очень важному. К тому, что потерял на своём долгом пути. А теперь нашёл. И вернул в общий пазл вместо осколка не случившейся юности, когда тебе пришлось резко повзрослеть.
Выделить из просмотренного то единственное, что коснулось души, для меня оказалось делом непосильным. Поэтому и возникла идея написать несколько ИМХОчей, посвящённых детско-юношескому кино. Всё-таки умели его раньше снимать. Каждый второй фильм не был просто проходным. Почти каждый шлифовал и оттачивал ценности советских детишек. Не только чему-то учил, но и ставил социальные вопросы: о школе, взрослении, взаимоотношениях со сверстниками, первой любви.
Сейчас с детским кино всё непросто. Я даже затрудняюсь что-либо назвать навскидку, не заглядывая в поисковик. Может у нас нехватка режиссёров, умеющих общаться с детьми так, как это делал Быков, Соловьёв, Асанова? Или дети другие? Или сценарии перестали толковые писать? Я не знаю ответа. Да и не тема это сегодняшней статьи. Поэтому буду сворачивать своё затянувшееся вступление и приступать к обзору.
Итак...
«Сто дней после детства» (12+)
Жанр: драма, мелодрама
Страна: СССР
Режиссёр: Сергей Соловьев
Музыка: Исаак Шварц
Длительность: 94 мин.
Год: 1975
КиноПоиск: 8 из 10
IMDb: 7,7 из 10
Каждое лето, словно птенчики, в пионерский лагерь слетались школьники. Закинув портфели с тетрадками в самый далекий угол, они наконец-то могли полностью раствориться в ласковых лучах беззаботности и новых открытий. Для многих ребят это не первые каникулы в лагере, который находился в старинной усадьбе. Не первыми они стали и для Мити Лопухина с его одноклассницей Леной Ерголиной. Митя, знавший Ленку с первого класса именно в это лето увидел её иной. И осознал глубокое и нежное чувство. Первую любовь.
Ребятам очень повезло с вожатым (Сергей Шакуров). Он был скульптором и очень разносторонним человеком. И у него получилось протоптать тропинку к ранимой душе подростков посредством искусства.
Он учил детей воспринимать мир через призму музыки, картин великих художников, поэзии Лермонтова. По пьесе последнего вожатый с воспитанниками даже ставят театральную постановку «Маскарад».
Режиссёр фильма идеализирует и поэтизирует первую любовь. Он говорит нам о том, что именно этот нежный возраст побуждает многих начинать писать свои первые строчки. Всё в этом фильме поэтично: старинная усадьба, величественная зелень вокруг, гладкие воды, колышущиеся от ветра занавески в распахнутом окне, речь подростков, изящная и утонченная музыка Шварца.
Картинка настолько хороша, что тебе даже и в голову не приходит, что фильм снят в далёком 75 году на обычную 70 мм-вую плёнку. Насыщенная цветовая гамма и композиция кадра — всё как с картин великих мастеров!
А ведь фильм изначально планировался как халтурка про пионер-лагерь. Как простой и удачный проект, чтобы «умаслить» начальство из мира кино. Ибо у Соловьёва уже было несколько провальных работ, результатом которых был запрет к показу от высокого руководства, а потом и увольнение с пометкой «профнепригодность». Считаю большой удачей, что на пути начинающего режиссёра повстречался писатель Александр Александров. Именно по его повести о подростках «Живые души» и был написан сценарий для фильма. Соловьёв ведь прекрасно понимал, что ничего под его собственным именем Мосфильм не одобрит. То ли дело Александрова!
Халтурка не удалась. Кино получилось волшебным, на мой взгляд. Хоть и было оценено главой Мосфильма как «фильм про каких-то дэбилов».
Да, возможно режиссёр излишне романтизирует, украшает неоперившийся мир подростков. Выражает его через поэзию Лермонтова и трещинки на лике Франчески дель Джаконды. Показывает как самое живое, истинное и нежное становится воспоминанием. И столько в этом чувственности без единого намёка на сексуализацию между подростками!
Картину заметили на Берлинском кинофестивале, отметили её «Серебрянным медведем» за лучшую режиссуру. Потом были награды из Италии, Югославии. И только потом наше начальство оттаяло к профнепригодному Соловьёву.
Я думаю успех картины и в том, что Сергею удалось передать то, что испытывали многие в свои 14-15 лет, но не могли выразить. И это было сделано на таком доступном языке, что поняли все: и советские подростки, и взрослые, которые помнят о своей первой любви, и публика с европейских кинофестивалей.
По моим ощущениям, в фильме очень точно показан момент, когда детство остаётся в прошлом. Это было тогда, когда Митя признался Лене в любви, а она не смогла ответить ему взаимностью, потому что ей нравился другой мальчик — Максим Лунёв.
Именно тогда Митя понял, что теперь ВСЁ будет иначе. («Просто запомнить это лето на всю жизнь»). И тут очень уместным будет вставить монолог Мити. Ещё мальчишка, но уже заступивший за черту детства, он произносит слова человека, вмиг повзрослевшего душой:
Для Друбич этот фильм стал стартом в кино, хоть это и не первая её роль. И несмотря на то, что Соловьёв всё время отклонял её кандидатуру из-за неубедительности, впоследствии она смогла стать его музой, а потом и женой. В фильме она очаровательна. Думаю, вся мужская половина сайта со мной согласится.
Но трепет у меня вызывал все-таки Митя. Он такой же несовершенный, как первая любовь. Он горд, беспокоен, тщеславен и жаден до всего, что его окружает... И одинок. Но вместе с тем в нём столько мечты, столько солнца, и столько открытия! Он прикасается своей дрожащей душой к этому первому в его жизни чувству и держит его, как воздушного змея за нить.
Финальная сцена фильма для меня очень символична. Воспоминание о первой любви, как и нить упорхнувшего в небо змея нельзя обрезать. Если обрежешь — будет звать, мучить, болеть. Удержишь в ладони — будет всегда жить внутри.
Фильм, безусловно, нужно смотреть, если не видели. Одним для того, чтобы вставить осколок не случившейся юности на своё законное место — в центр груди. Другим — чтобы подсветить с чего ты начинался и по чему так глухо тоскует душа. А кому-то — просто так. Потому, что это красиво. И может послужить толчком, чтобы начать писать стихи, которые когда-то застряли на кончиках пальцев.
Закончу обзор прекрасными словами вожатого о любви. Ибо именно эти слова, как мне кажется, являются ключевыми в фильме:
«Понимаете, однажды (это случается обыкновенно внезапно) ты вот так вдруг увидишь и реку, и деревья, и девушку, и то, как она улыбается. Кажется, что ты и раньше всё это видел тысячу раз, но в этот раз вдруг остолбенел, внезапно пораженный, как невообразимо прекрасна и эта девушка, и эти деревья, и эта река, и то, как она улыбается. Это обыкновенно означает, что тебя настигла любовь».
Этот и другие обзоры на сайте Alterlit.ru