Тихиймузей - это рубрика о малоизвестных музеях России
В этот раз хочу рассказать вам о музее, который не сильно далеко от Москвы, но о котором лично я никогда не слышала
Я давно хотела о нём написать, но всё никак не могла собраться. Потому что много информации. До сих пор мне ещё нужно о нём рассказать в сторис, и не могу подступиться
Кстати, в этот раз я даже обратилась к музею за помощью. Дорогие сотрудники Ярополецкого музея и Волоколамского Кремля, спасибо большое за предоставленную информацию🤍
Ехали летом мы с мамой в сторону Волоколамска. И увидели указатель «Ярополецкий краеведческий музей». Как раз тогда я задумала рубрику «Тихий музей» и решила, что обязательно о нём напишу.
Как оказалось, Ярополец – очень древнее село
Вот несколько фактов о нём:
▪️Там жила Наталья Гончарова (жена Пушкина), приезжал Пушкин
▪️По легенде по усадьбе ходит призрак бабушки Натальи Гончаровой
▪️Там жил Захар Чернышёв – генерал губернатор, владелец усадьбы по адресу Тверская, 13
▪️Усадьбу, которая находится в этом городе, называли «Русским Версалем»
▪️В этом селе была построена первая сельская ГЭС, руками крестьян
▪️Туда приезжали Ленин и Крупская
▪️Там жила Антонина Павловна Кожемяко – основатель именно этого краеведческого музея и заведующая библиотекой, которая сама собирала все экспонаты и книги!!!
ЯРОПОЛЕЦ И УСАДЬБА
Итак, пункт Ярополка (скорее всего так) упоминается с 1135 года. И далее этот участок земли «кочевал» от одного владельца к другому, до 1717 года
Тогда половину земли купил Григорий Петрович Чернышёв. А другая половина досталась по наследству Александру Артемьевичу Загряжскому
Обе семьи стали принимать активное участие в благоустройстве усадьбы, точнее усадеб, и территории вокруг. Как я поняла, Борис Александрович Загряжский (сын предыдущего Загряжского) занимался строением, и создал усадьбу такой, почти такой как она сейчас выглядит (красная, отремонтированная)
А Захар Григорьевич Чернышёв (тоже сын предыдущего Чернышёва и тот самый мэр Москвы) создал план, по которому был сооружен грандиозный дворцово-парковый комплекс, прототипом которого был Версаль
Но, к сожалению, «Русский Версаль» не сохранился в этом виде. В 1787 году пожар уничтожил первоначальное убранство части, принадлежавшей Чернышёвым 😭
🏆Сам Захар Григорьевич Чернышёв во время русско-турецкой войны был президентом Военной коллегии Российской империи. И в его ярополецкое имение были вывезены: татарские надгробные плиты, увенчанные каменными чалмами, и генуэзские плиты 😏
Далее усадьба и церкви строились, разрушались (из-за пожаров), украшались, улучшались. И переходили в наследство родтвенникам
Так было до 1917 года, до революции
У многих усадеб на этом месте, к сожалению, история заканчивается.
Тут, как видите по фото - не у всех. Да и у села тоже интересная история после революции. Напишу позже, сначала о Гончаровых!
ПРИЗРАК БАБУШКИ НАТАЛЬИ ГОНЧАРОВОЙ 👻
Выше ☝️ фото бабушки (извините за качество) и дедушки Натальи Гончаровой. Дедушку зовут Иван Александрович Загряжский, а бабушку Ульрика фон Поссе
Хотела я вас освободить от древа Гончаровых, но не получится)
Та самая Наталья (Николаевна) Гончарова, жена Пушкина – дочь Натальи Ивановны Гончаровой. И есть легенда, что настоящая мать Натальи Ивановны Гончаровой - Ульрика фон Поссе
Только воспитывала Наталью не она, а первая жена её отца - Александра Степановна Алексеева. Наталья Ивановна в официальных документах фигурировала как «воспитанница» Ивана Александровича
Родную мать Натальи Ивановны звали Эуфрозина Ульрика, баронессы Поссе (урождённая Липхарт). Иван Александрович Загряжский служил в полку, остановился в Тарте. Там встретил её, влюбился.
К тому моменту она была уже в браке, уже был ребенок, но не счастлива. А у Загряжского в России в Яропольце в это время была жена с детьми. Но он подзабыл это и попросил у барона фон Липгардта руку и сердце Ульрики. Барон отказал
Тогда Загряжский с Ульрикой сбежали и тайно обвенчались по лютеранскому обычаю. От Ульрики отказалась вся семья, развелся официальный муж, а барон-отец запретил ей видеться с родной дочерью от первого брака
Барон фон Липгардт через посыльного передал: « Дочь для него отныне мертва, и он проклинает её красоту, принёсшую ему столько позора…»
Иван Александрович Загряжский переезжал с полком с места на место и везде с собой возил Ульрику, представляя её своей женой. В том числе они приезжали в Петербург, где их совсем не радостно встретили. Сестры Ульрики служили фрейлинами при русском дворе. А за двоежёнство там отправляли в крепость. Светская жизнь для Ульрики теперь навсегда была запрещена тоже
Потом Загряжский повёз Ульрику в Ярополец. Там он познакомил свою лютеранскую жену с христианской женой. Сказал им самим выбирать, кто его жена, и уехал в Москву (очень утрированная последовательность событий)🤷🏽♀️
Первая жена Загряжского пожалела Ульрику и начала ухаживать за ней. А Ульрика была подавлена тем, что она больше никому не нужна (семье, мужу, обществу) и была уже беременна. Родила дочь, ту самую Наталью Ивановну, будущую тёщу Пушкина. Но Ульрика была в упадническом настроении, поэтому дочерью её в основном занималась Александра Степановна.
Ульрика чахла в такой обстановке и вскоре умерла в 1791 году на 31 году жизни
Владельцам усадьбы и её обитателям изредка в сумерках виделась фигура белокурой красавицы в белых атласных платьях, бесшумно проходившей неподалёку от флигелей и скрывавшуюся в тенистых аллеях парка👻
ЯРОПОЛЬСКИЕ УСАДЬБЫ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
Благодаря последней владелице усадьбы Гончаровых Елене Борисовне Гончаровой (1864—1928), урождённой княгине Мещерской, в 1918 году национализированная усадьба Гончаровых была принята на государственный учёт как памятник культуры. Это дало усадьбе отсрочку от разрушений вихрем революции
На втором этаже усадебного дома разместилась школа
Основные культурные ценности в первой половине 1920-х гг. были вывезены в Ново-Иерусалимский монастырь, но были навсегда потеряны во время немецкой оккупации 😢
Все парковые постройки усадьбы Чернышёвых разобраны в 1920-е годы крестьянами на стройматериалы
К 1924 году местные жители разобрали на кирпич вышивальню, мыльню, корпус, находившийся между двумя «фабриками» (суконной и полотняной), была демонтирована крыша оранжерей
В 1920-30е оба Яропольца (Загряжских и Чернышёвых) посетили журналисты, и благодаря им сохранились сведения о довоенном облике усадьбы
Естественно, во время ВОВ усадьба и ГЭС (расскажу позже о нём) пострадали
Немцы особенно тщательно (буду без мельчайших подробностей) уничтожали всё, что осталось от Чернышевых. Говорят, это потому, что во время Семилетней войны первый владелец усадьбы входил в состав ответственных за взятие Берлина
После войны усадьбы Яропольца находились в состоянии руин. За этот период местные жители разобрали всё, что могло пригодиться в качестве строительного материала
В 1957 году в селе Ярополец снимали фильм «На графских развалинах» https://www.youtube.com/watch?v=uBF-SsGN45U, вот так выглядели усадьбы (((
В 1959 году усадьбы передали МАИ для восстановления с целью организации дома отдыха
В 1968 году в помещении читального зала ярополецкой сельской библиотеки открылась музейная экспозиция по истории Яропольца, собранная и организованная заведующей библиотекой, местным краеведом Антониной Павловной Кожемяко, о ней я напишу отдельный пост!
В 1970 году закончилась реставрация усадьбы Гончаровых и открылся дом отдыха МАИ. Это странно, у меня в семье все из МАИ, и никто не знал, что есть дом отдыха в усадьбе))
Усадебные постройки обрели довоенный вид
Но, как отмечает А.В.Чекмарёв (автор этой книги) : «…нельзя не отметить и отрицательные стороны этой реставрации — ряд архитектурных деталей возобновляли в других строительных материалах, что вело к их упрощению и огрублению, во всех зданиях, включая церковь, была кардинально изменена внутренняя планировка и созданы унылые безликие интерьеры»
В господском доме восстановили «Пушкинскую комнату». Сейчас это - единственное помещение, проникнутого духом старого дворца Загряжских-Гончаровых
Убранство комнаты было известно по фотографиям 1937 года. Как раз благодаря тем журналистам)
А вот в усадьбе Чернышёвых во вторую очередь шла реставрация, в 1970—1980-х годах. И похоже "идёт" до сих пор, но реставрации там нет 🤷🏽♀️
До настоящего времени не дошла ни одна из малых архитектурных форм, украшавших парк.
Среди деревьев преобладают липа, берёза, тополь; сохранились лиственницы, которые, видимо, были посажены при создании парка
В усадьбах снимали «Очарованного странника» (1990) и «Барышня-крестьянка» (1995) . Вот в последнем очень хорошо видно усадьбу, и эстетика потрясающая
А в 2010 году в Яропольце снимался российский документальный фильм «Антонина и русский Версаль» (режиссёр Роман Волков, 2010 г.), посвящённый истории села и жизни Антонины Кожемяко (напишу о ней)