Найти тему
VK Play

Скучный комикс про паранормальных нацистов: впечатления от сериала «Иные»

Рассказываем о самом ожидаемом русском фантастическом сериале зимы, который должен был стать крутой франшизой вроде «Майора Грома», а превратился в тоскливый провинциальный театр

1940-й год, Москва, альтернативная реальность, очень похожая на нашу. Обычная советская швея Аня (Ирина Мартыненко, больше известная не по фильмам, а по клипу «Вояж» группы «Ленинград») с детства обладает паранормальными способностями, которые не может контролировать. Однажды она предотвращает крупную дорожную аварию, при этом разнося своим криком половину улицы и разбивая все стекла.

После происшествия Аня попадает в руки въедливому следователю Лихолетову (Илья Маланин, «Полицейский с Рублевки», «Сердце Пармы»), который сдает ее «на опыты» в секретную НКВД-шную лабораторию к профессору Ильинскому (Алексей Серебряков… даже как-то неудобно перечислять фильмы, где он снимался).

Пока чекисты проводят свои бесчеловечные эксперименты, Аню прямо из подвалов Лубянки похищает немецкий агент Нойманн (Вольфганг Черни, «Собибор», «Т-34») и тайно увозит в Германию.

Если бы мы не знали точно, что «Иные» — российский сериал, можно было подумать что его делали где-нибудь на Западе. Видите ли в чем дело: это кино не просто сценарий, продакшен и шесть серий, как в обычных сериалах, а большой и комплексный медийный проект. С размахом!

Все началось еще в прошлом году, когда в сентябре издательство «Эксмо» выпустило одноименную книжку писательницы Александры Яковлевой. И это не отдельное произведение, а дословное изложение сюжета «Иных», так называемый беллетризованный сценарий. Книжка — судя по первым ста страницам (дальше, увы, автор прочитать еще не успел) — весьма недурна, такое разухабистое советское темное фентези.

Причем омичка Яковлева не простая «писательница-копирайтер»: в 2021 году за повесть «Голубиные дети» она стала лауреатом весьма престижной премии «Электронная буква» в редкой номинации «Роман взросления».

Дальше — больше. Одновременно с бумажной книгой вышла и аудиоверсия, да не простая, а фэнси-лухари: озвученная татарской певицей Айгель Гайсиной из ультра-модного электронного дуэта АИГЕЛ, да еще с эксклюзивными музыкальными вставками между главами. Не аудиокнига, а целый радиоспектакль с кучей хороших актеров — так дорого-богато у нас не делали уже очень много лет.

-2

Но и это еще не все. Параллельно издательство BUBBLE (создатели «Майора Грома» и кучи других классных франшиз) объявило, что скоро выпустит целую серию комиксов по мотивам книги и грядущего сериала, причем на производство будут брошены лучшие отечественные художники и сценаристы.

Рекламные материалы под выход шоу — ну натуральный Голливуд. Обложка — как будто рисовали художники для очередного фильма Тима Бертона. Высший класс!

Короче говоря, на стадии предварительного разогрева все выглядело так, что авторы готовят не очередной русский сериал про мистику, а яростно прокладывают тропинки для новой крутой франшизы.

И вот в конце января вышли первые части шоу (на момент написания текста — уже 4 из 6 серий), и это получилось… как бы помягче сказать. Выражаясь языком современного писателя комментов в интернете — такой кринж, что даже и не рофл.

Начинается все очень мощно. Первая же сцена с грузовиком: камера в слоу-моу с такой важностью летает вокруг взорванного автомобля, будто ее ужалил в зад режиссер Тимур Бекмамбетов. В воздухе застыли потоки воды из прорванных труб. Из окон трамвая красиво разлетаются стекляшки. Актриса Мартыненко, застывшая в немом крике, — ну очень хорошо!

Дальше — больше, чекисты во главе с Николаем Фоменко. Секретные КГБ-шные лаборатории и злой профессор Серебряков, почему-то загримированный под пожилого Василия Ливанова. Страшный фашистский готический замок среди немецкой глуши. Флешбеки из 1936-го про гражданскую войну в Испании. Злой и Страшный человек в маске, как у героев самых нуарных комиксов Marvel. Аттракцион, бурлеск, феерия, круто-круто-круто! Увы, спойлер: праздник быстро заканчивается, и дальше идет бесконечная тягомотная тоска.

-3

Поймите меня правильно — технически «Иные» сделаны на высочайшем уровне. Операторская работа, спецэффекты, отлично выставленный свет, атмосферные декорации — у нас так редко кто умеет (да и редко кому дают на такое денег), но вот все остальное — ниже среднего уровня.

И если в первых сериях еще была какая-то движуха, то дальше практически все происходит в интерьерах мрачного замка Аненербе, где агент Нойманн устроил что-то вроде фашистского Хогвартса и пытается силой выбить из одаренных детей какие-то паранормальные способности.

А в замке том — что не типаж, то сплошная карикатура. Талантливый мальчик Борух, которого другие дети бьют по ночам за то, что он еврей. Бесноватый обергруппенфюрер, который, как попугай, через каждые два слова повторяет что «грядет большая война». Белокурая помощница Нойманна, как будто списанная с одного из персонажей серии игр Wolfenstein. И ладно бы между ними была какая-нибудь химия, но нет!

Котик, космос, грузовик — интересные проекты с фестиваля «Играм быть»

Ну то есть какое-то черепашье движение сюжета имеется, но у главных героев нет ни целей, ни мотивации. Ходят как в видеоигре из 90-х и повторяют заученные реплики.

Вот снова плачет еврейский мальчик Борух, вот обергруппенфюрер опять орет про «грядет большая война», вот Нойманн в очередной раз изображает из себя аристократа, ходит как неприкаянный из угла в угол и того гляди врежется головой в стену и застрянет в текстуре.

Авторы «Иных» пытаются, конечно, изобразить какую-то параллельную сюжетную линию про то, как советская разведгруппа пытается добраться до фашистского Хогвартса, но в чем их цель? Вроде бы спасти Аню, но тогда почему они ведут себя хуже немцев? Их командир жестко говорит: «Возвращаться приказа не было», убивает проводника и заставляет застрелиться одного из солдат, «потому что он устал».

-4

Но хуже всего в этом театре печали и тоски играет главная героиня. Если совсем коротко, на протяжении сериала она не делает ни-че-го. Совсем. Лежит, ходит, примеряет платья, снова лежит, закатывает глаза, опять ходит. Ну поорала там один раз своим паранормальным голосом на главного фашиста, тот испугался, заплакал и убежал. Какой экшен, какая драма, какое развитие персонажей, ребят, прошло уже четыре серии, но О ЧЕМ ВООБЩЕ ЭТО КИНО?

Живая кукла и стихийные бедствия: что известно о Death Stranding 2

В мире киношников много лет ходит поговорка: чтобы снять хороший фильм, нужно три вещи — сценарий, сценарий и сценарий. И вот об него «Иные» как раз спотыкаются и, сделав в воздухе потешный кувырок, как клоун, наступивший на банановую кожуру, со всей силы падают на пол. Вся волшебная атмосфера, которую месяцами создавали операторы, осветители и прочие специалисты по CGI-эффектам, тут же исчезает, растекается по асфальту, а публика в зале начинает ржать. Нет больше магии.

Фильм оставляет ощущение, будто бы в красочные и дорогие декорации какой-то садист-постановщик запустил актеров из провинциального театра и скомандовал: «Играйте!» Актеры такие: «А что играть-то?» «А хрен его знает, придумайте сами!» Ну они, как тот мужик из анекдота, который наелся дрожжей и теперь ходит-бродит. Играют типа. Как могут. А ведь на афише этого театра было написано: «Самая ожидаемая мистическая постановка года про нацистов и советских граждан со сверхспособностями». Обидно и хочется уйти, не дождавшись антракта.