Интерес к мелочам – путь к совершенству и нет ничего интереснее мелочей. К примеру, зачем изоленте столько цветов? Влияет ли цвет на свойства? Верен ли миф о том, что любую деталь можно починить синей изолентой и нет ли аналогичных мифов за рубежом?
Для начала вопрос, что мы держим в руках покупая изоленту в магазине? Ответ, согласно ГОСТу, в руках мы держим расходный материал с неожиданным для обывателя названием:
«Самоклеящаяся электроизоляционная лента с липким слоем на основе полимерного винилхлоридного пластиката».
ПВХ изолента, имеет подобное наименование не случайно. Первая часть означает материал основы, который до нанесения клея представляет собой бесцветную, гибкую, прозрачную пластмассу (термопластичный полимер винилхлорид) - один из самых распространённых полимеров в мире. Вторая же часть, говорит о ее диэлектрических свойствах. И хотя создана нынешняя изолента была более 70 лет назад, споры о влиянии цвета на характеристики, а также то, зачем в целом нужны «лишние» палитры, по-прежнему вызывают разногласия.
Одна из причин подобных разночтений проистекает из того, что производители и народ по-разному подходили к вопросу применения выпущенного продукта. Создатели ленты не подразумевали что их товар будут использовать для ДОЛГОВРЕМЕННОГО ремонта всего на свете, а потребитель и вовсе захочет, чтобы цвет (для незаметности) совпадал с цветом ремонтируемых вещей.
Напротив, разработчики исходили из того, что цвета клейкой ленты обязаны быть максимально кричащими, ведь ее предназначение – ВРЕМЕННЫЙ ремонт и маркировка, следовательно важно помочь потребителю отличить место нанесения от оригинальной детали.
В профессиональной среде эта логика прижилась, но не в народе.
Обычным людям, не связанным с электрикой, достаточно было видеть в рознице незаметные темные цвета, и совершенно не очевидно, зачем вообще нужны все остальные?
Вторая причина непонимания – законы бизнеса. А точнее нежелание фирм-производителей признавать, что как и в любых других розничных товарах разнообразие цветов определялось не запросом потребителя, а желанием маркетинга продать людям дополнительные товары.
Учитывая, что изоляционная лента появилась чуть более 70 лет назад, а привычный маркетинг в начале XX века, в сложившейся ситуации нет ничего удивительного. И если какой-то цвет уже продавался в магазинах, производитель рано или поздно все равно выпустил бы продукт с другой цветовой маркировкой.
Что же касается рекламного обоснования, то логика пиара проста - разные варианты цветных изолент позволят вам делать заметным «временное» соединение на любом цвете детали (если деталь желтая, купите и используйте любой другой). Более поздний тип рекламы утверждал, что цветовой плюрализм можно использовать для цветовой маркировки. Для различения различных проводов и кабелей между собой. И хотя это очевидная возможность, ясно, что данную задачу можно было решать десятками других способов.
Что же касается профессиональной среды, то в ней изолента действительно заняла свою нишу. На «нулевых» электрических проводах принято применять синий или голубой цвет. Для фазных – красный и черный. Зеленый и желтый вариант изоленты, а также зелено-желтый - для работ, связанных с заземлением. На белую же изоленту удобнее наносить метки от руки, а потому ее используют для маркировки кабелей. Также, на практике, изолента разных цветов помогает отличить провода после прозвонки. На найденный фазный провод наматывается изолента красного цвета, а на нулевой - голубого.
Таким образом изолента разных цветов востребована узким кругом специалистов, основным же ее покупателем являются простые люди, и им дополнительные цвета оказались совершенно не нужны.
Влияние цвета на свойства изоленты
Что касается разницы свойств изоляционной ленты в зависимости от цвета, то этой зависимости просто нет. Согласно ГОСТу 16214-86 по которому до сих пор производится ПВХ-изолента в России, характеристики ленты от цвета не меняются. А само же заблуждение о роли цветов появилось по вполне прагматичным причинам.
Приобретая желтую изоленту от одного бренда, а черную от другого, потребитель по мере использования не редко замечал, что одна тянется лучше, а вторая - хуже. Либо же толщина первой оказывалась больше толщины второй и в итоге делал вывод, что разница в эксплуатационных свойствах проистекала из цветовой дифференсации.
На деле, все определяла разница в производителях: одна изолента могла быть китайской, сделанной без всякого стандарта, другая отечественной или европейской. Ленты одной серии от одного изготовителя всегда обладают одинаковыми характеристиками вне зависимости от цветов. Разница бывает лишь от партии к партии, от бренда к бренду, и от сорта к сорту (по российскому ГОСТу существует "первый" и "высший сорт"), но цветом все это не определяется.
И наконец, любопытный факт в качестве финала. Миф о цвете изоленты, которая способна отремонтировать все что угодно на земле, есть не только в России.
У нас – это легендарная изолента синих цветов, в Китае – черного, а в Канаде – серая. Разумеется, на практике все три мифа и сотни шуток на этот счет возникли по одной и той же тривиальной причине.
В период пика распространения изоляционных лент и падения их стоимости, в хозяйственных магазинах России и СНГ можно было найти только изоленту синего цвета (в период СССР заводы выпускали ПВХ-изоленту именно такой палитры), в Китае, по аналогичным причинам, наибольшее распространение получила черная изолента, а в Канаде – серая. Причем в случае Канады миф поддерживало еще и то, что в Северной Америке изначально шутили о том, что канадцы для всего используют серую клейкую ленту. И серые пятна на карте Канады, как раз от нее.
Но сколько бы цветов всесильной изоленты не существовало в мире, практика показывает одно: не существует ничего более постоянного, чем вещь, «на время» обмотанная изолентой...
Спасибо что прочитали материал до конца!
Ваши лайки и комментарии помогут развитию канала!
RoSsi BaRBeRa