Автомобильные дороги — это комплексы конструктивных элементов, предназначенных для движения автомобилей и иных наземных транспортных средств, а также - участки земель, предоставленные для их размещения.
Рулонные материалы из термопластичных полимерных материалов применяются для создания таких конструктивных элементов автомобильных дорог, которые выполняют функцию гидроизоляции и армирования всего комплекса автомобильной дороги в целом. Эти материалы называются геомембраны. Геомембраны из полиэтиленов низкого и высокого давления — это материал, который применяется в этих целях не первый десяток лет, для работы с ним разработаны специальные сварочные технологии.
В этой статье мы говорим о главной составной части технологии сварки полиэтиленовых геомембран - аппаратах для сварки данных материалов, а именно, о тех моделях, которые наиболее эффективны для использования при создании конструкции гидроизоляционных слоев для автодорог. Укладка геомембран производится на больших площадях, поэтому требования к технике, которая используется для соединения полотен материала -высокие.
Какие особенности существуют у аппаратов для свари геомембран, применяемых для гидроизоляции земляного полотна при строительстве и ремонте автодорог?
В данной области чаще всего используются модели сварочных аппаратов с высокой степенью автоматизации и цифровым управлением. Это позволяет вести работы по заданному стандарту в автоматическом режиме, что существенно повышает их качество. В функции операторов входит подбор сварочных параметров и обеспечение возможности для самостоятельного движения аппарата: укладка материала в соответствие с правилами проведения сварочных работ, проверка правильного взаиморасположения свариваемых поверхностей, подготовка поверхностей, установка аппарата в нужном положении, подключение его к источнику электрического тока. Сварочные операции упрощаются за счет легкой регулировки сварочного давления, а также - температуры и скорости. Поэтому, именно модели с цифровым управлением чаще используются при монтаже гидроизоляции в процессе строительства и ремонта автомобильных трасс.
Как известно, основанием для обустройства автомобильных дорог служат земляные полотна. Работы по обустройству дорожной одежды производятся только при готовом и принятом в установленном порядке земляном полотне.
Перед приемкой работ по созданию земляного полотна в обязательном порядке проверяется качество укладки и монтажа геосинтетических материалов. Так как гидроизоляция служит для уменьшения или исключения притока воды в грунты земляного полотна, то производится также проверка герметичности сварочных соединений геомембран.
По статистике, качество швов, произведенных сварочными аппаратами для геомембран, работающих по технологии сварки нагретым инструментом (НИ), не вызывает нареканий при проверке. Как правило, в качестве нагретого инструмента используется нагретый клин из специального сплава на основе меди. Нагретый инструмент подает тепло в зону сварки, нагревая две свариваемые поверхности, которые затем соединяются под давлением.
Для длительных работ на открытом воздухе аппараты для сварки нагретым клином признаны эффективными. Для производительности сварочных работ на больших объектах используются аппараты мощностью ок 1.8 кВт. Скорость движения от 1 до 5 метров в минуту позволяет качественно соединять полотнища полиэтиленовых геомембран.
Условием для качественного соединения геомембран с помощью сварочных аппаратов является соблюдение правил подготовки места для их укладки. Согласно СП 78.13330.2012 существуют следующие правила подготовки основания под укладку геотекстильных материалов:
- После удаления растительного слоя на поверхность естественного основания насыпи перед укладкой геосинтетического материала следует отсыпать песчаный выравнивающий слой, толщина которого должна быть не менее значения имеющихся неровностей. Толщина первого слоя грунта насыпи, отсыпаемого на прослойку из геоматериала, должна быть не менее 0,3 м.
- При устройстве прослойки в основании насыпи, устраиваемой на слабых или обводненных грунтах, подготовка может не проводиться, если отсутствует опасность повреждения геоматериала.
- Укладку геосинтетического материала проводят в соответствии с проектным решением.
После укладки геомембран перед отсыпкой грунта проверяют качество уложенной прослойки визуальным осмотром и фиксацией: сплошности, величины перекрытия, качества стыковки полотен.Отсыпку грунта на геоматериал ведут "от себя", без заезда построечного транспорта на открытое полотно. Толщина отсыпаемого слоя в плотном теле должна быть не менее 15 см, а при устройстве прослойки на слабом основании - не менее 20 см.
При использовании геомембран, над и под данным материалом на толщину не менее 10 см грунт не должен иметь зерен крупнее 20 мм, а содержание зерен размером 5-20 мм не должно выходить за пределы допустимого. При укладке геомембран между прослойками из нетканого геотекстиля требования к крупности грунта не предъявляют.
Специалисты Сварпом по аппаратам для сварки геомембран проконсультируют по выбору и использованию оборудования для сварки полиэтиленовых геомембран.