Постановка «Лебединое озеро» давно стала самым узнаваемым символом мирового балета. Для многих именно она является квинтэссенцией представления о высоком искусстве, соединившей в себе «лебединую» пластику, историю настоящей любви и музыку Петра Чайковского.
Балет пережил все исторические рубежи ХХ века — послереволюционное отрицание академической классики, военные годы, постмодернистские эксперименты, неизменно оставаясь магнитом для режиссёров и хореографов.
Но так было не всегда.
Всё началось с провала
Премьера «Лебединого озера» прошла в 1877 году в Большом театре и не увенчалась успехом. Критики того времени писали, что на сцене солистка вместо танца исполняла «гимнастические упражнения», а кордебалет топтался на одном месте, «махая руками, как ветряные мельницы — крыльями». Это стало большим ударом для Чайковского, только начавшего писать подобные формы.
Новую версию «Лебединого озера», которую сейчас считают классической, создали балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов. Именно тогда они придумали те самые «лебединые» движения, вызывающие трепет и создающие ощущение беззащитности у зрителей при взгляде на балерин. В 1894 году в мемориальном спектакле «В память П.И. Чайковского» была исполнена вторая картина «Лебединого озера», которую поставил Лев Иванов. Через год в Мариинском театре прошла премьера полной версии балета. Тогда же поменялось и название — «Озеро лебедей» превратилось в привычное нам «Лебединое озеро».
После революции постановка оказалась на гребне второй волны популярности. В Советском Союзе балет был подвергнут восьми редакциям. Над ними работали Асаф Мессерер, Юрий Григорович, Константин Сергеев и ещё ряд выдающихся деятелей. Некоторые из восстановленных версий можно увидеть в репертуарах Большого, Мариинского, Михайловского и Московского музыкального театров.
Русский балет покоряет мир
А вот в Европе, помимо классической версии балета, стали появляться интерпретации оригинальной мистической истории любви принца Зигфрида к принцессе Одетте, которую злой колдун Ротбарт превратил в лебедя. Так, в 1976 году появилась интерпретация «Иллюзии — как “Лебединое озеро”» в постановке Джона Ноймайера. Там не было ни озера, ни заколдованной принцессы, ни даже злобного Ротбарта. Всё действие происходило в тюремной камере, где сидел арестованный Король, прототипом которого стал Людвиг II. По сюжету он предаётся воспоминаниям о своём прошлом, а во второй трети спектакля перед ним предстают декорации балета «Лебединое озеро», зрителем которого он и становится.
Ещё одну необычную интерпретацию «Лебединого озера» создал английский хореограф Мэтью Борн в 1995 году, оставивший только имена основных персонажей и музыку Чайковского. Главное отличие — женский кордебалет заменён мужским. Если в классической версии лебедь является существом романтическим, надменным и элегантным, то здесь раскрывается другая его сторона — лебедь неуклюж вдали от воды и агрессивен по отношению к другим существам. В версии Борна мускулатура, сила и осанка танцовщиков отражает дикую, грубую природу лебедей, которую не может отразить нежное и хрупкое тело балерины.
Еще одной версией, не укладывающейся в привычное представление о балете, стала постановка Жан-Кристофа Майо «Озеро». Её центральной темой являются два любовных треугольника — между Принцем, Белым и Чёрным лебедями и между Королём, его супругой и демонической красавицей Царицей ночи, которая выступает в этом сюжете вместо злобного гения Ротбарта. «Озеро» лишено привычной нам поэзии и романтики, но наполнено авангардом, любовными интригами и страстью.
А как насчёт «Лебединого озера» в цирке? Постановщик Ли Цзюнь вместе с китайской акробатической труппой «Гуангдунг» создала свою версию спектакля, представляющую собой симбиоз акробатического шоу и классического балета. Балерина делает па на вытянутой руке партнёра, танец маленьких лебедей превращается в танец маленьких лягушат, лебеди танцуют на руках, а вокруг — мечутся огненные колёса. На сцене китайский фольклор переплетается с классической музыкой Чайковского и мастерством акробатов, превращая спектакль в сон.
Озеро выходит из сценических берегов
В позднем СССР «Лебединое озеро» приобрело дурную славу — во время политических кризисов балет крутили по телевизору вместо новостей. Но это не единственное его перерождение.
В 1994 году свет увидел мультфильм «Принцесса-лебедь» Ричарда Рича, рассказывающий ещё одну версию этой истории, но теперь для юных принцесс. А в 2010 году появилось переосмысление обратной стороны балета «Лебединое озеро» — оскароносный фильм «Чёрный лебедь» Даррена Аронофски с Натали Портман в главной роли. Классический «лебединый» образ балерины из кордебалета можно увидеть даже в клипе Тейлор Свифт «Shake It Off», где она предлагает забыть обо всем и просто танцевать.