Найти тему
VK Гид

Ветряные мельницы и танец маленьких лягушат: каким разным был балет «Лебединое озеро»

Оглавление
Сцена из балета «Лебединое озеро»
Сцена из балета «Лебединое озеро»

Постановка «Лебединое озеро» давно стала самым узнаваемым символом мирового балета. Для многих именно она является квинтэссенцией представления о высоком искусстве, соединившей в себе «лебединую» пластику, историю настоящей любви и музыку Петра Чайковского.

Балет пережил все исторические рубежи ХХ века — послереволюционное отрицание академической классики, военные годы, постмодернистские эксперименты, неизменно оставаясь магнитом для режиссёров и хореографов.

Но так было не всегда.

Всё началось с провала

Премьера «Лебединого озера» прошла в 1877 году в Большом театре и не увенчалась успехом. Критики того времени писали, что на сцене солистка вместо танца исполняла «гимнастические упражнения», а кордебалет топтался на одном месте, «махая руками, как ветряные мельницы — крыльями». Это стало большим ударом для Чайковского, только начавшего писать подобные формы.

Новую версию «Лебединого озера», которую сейчас считают классической, создали балетмейстеры Мариус Петипа и Лев Иванов. Именно тогда они придумали те самые «лебединые» движения, вызывающие трепет и создающие ощущение беззащитности у зрителей при взгляде на балерин. В 1894 году в мемориальном спектакле «В память П.И. Чайковского» была исполнена вторая картина «Лебединого озера», которую поставил Лев Иванов. Через год в Мариинском театре прошла премьера полной версии балета. Тогда же поменялось и название — «Озеро лебедей» превратилось в привычное нам «Лебединое озеро».

Сцена из II акта «Лебединого озера» в постановке 1877 года
Сцена из II акта «Лебединого озера» в постановке 1877 года

После революции постановка оказалась на гребне второй волны популярности. В Советском Союзе балет был подвергнут восьми редакциям. Над ними работали Асаф Мессерер, Юрий Григорович, Константин Сергеев и ещё ряд выдающихся деятелей. Некоторые из восстановленных версий можно увидеть в репертуарах Большого, Мариинского, Михайловского и Московского музыкального театров.

Русский балет покоряет мир

А вот в Европе, помимо классической версии балета, стали появляться интерпретации оригинальной мистической истории любви принца Зигфрида к  принцессе Одетте, которую злой колдун Ротбарт превратил в лебедя. Так, в 1976 году появилась интерпретация «Иллюзии — как “Лебединое озеро”» в постановке Джона Ноймайера. Там не было ни озера, ни заколдованной принцессы, ни даже злобного Ротбарта. Всё действие происходило в тюремной камере, где сидел арестованный Король, прототипом которого стал Людвиг II. По сюжету он предаётся воспоминаниям о своём прошлом, а во второй трети спектакля перед ним предстают декорации балета «Лебединое озеро», зрителем которого он и становится.

Кадр из балета «Иллюзии – как “Лебединое озеро”» Джона Ноймайера
Кадр из балета «Иллюзии – как “Лебединое озеро”» Джона Ноймайера

Ещё одну необычную интерпретацию «Лебединого озера» создал английский хореограф Мэтью Борн в 1995 году, оставивший только имена основных персонажей и музыку Чайковского. Главное отличие — женский кордебалет заменён мужским. Если в классической версии лебедь является существом романтическим, надменным и элегантным, то здесь раскрывается другая его сторона — лебедь неуклюж вдали от воды и агрессивен по отношению к другим существам. В версии Борна мускулатура, сила и осанка танцовщиков отражает дикую, грубую природу лебедей, которую не может отразить нежное и хрупкое тело балерины.

Сцена из балета «Лебединое озеро» Мэтью Борна
Сцена из балета «Лебединое озеро» Мэтью Борна

Еще одной версией, не укладывающейся в привычное представление о балете, стала постановка Жан-Кристофа Майо «Озеро». Её центральной темой являются два любовных треугольника — между Принцем, Белым и Чёрным лебедями и между Королём, его супругой и демонической красавицей Царицей ночи, которая выступает в этом сюжете вместо злобного гения Ротбарта. «Озеро» лишено привычной нам поэзии и романтики, но наполнено авангардом, любовными интригами и страстью.

Сцена из балета «Озеро» Жан-Кристофа Майо
Сцена из балета «Озеро» Жан-Кристофа Майо

А как насчёт «Лебединого озера» в цирке? Постановщик Ли Цзюнь вместе с китайской акробатической труппой «Гуангдунг» создала свою версию спектакля, представляющую собой симбиоз акробатического шоу и классического балета. Балерина делает па на вытянутой руке партнёра, танец маленьких лебедей превращается в танец маленьких лягушат, лебеди танцуют на руках, а вокруг — мечутся огненные колёса. На сцене китайский фольклор переплетается с классической музыкой Чайковского и мастерством акробатов, превращая спектакль в сон.

Сцена из спектакля «Лебединое озеро» цирковой труппы «Гуангдунг»
Сцена из спектакля «Лебединое озеро» цирковой труппы «Гуангдунг»

Озеро выходит из сценических берегов

В позднем СССР «Лебединое озеро» приобрело дурную славу — во время политических кризисов балет крутили по телевизору вместо новостей. Но это не единственное его перерождение.

Кадр из фильма «Чёрный лебедь»
Кадр из фильма «Чёрный лебедь»

В 1994 году свет увидел мультфильм «Принцесса-лебедь» Ричарда Рича, рассказывающий ещё одну версию этой истории, но теперь для юных принцесс. А в 2010 году появилось переосмысление обратной стороны балета «Лебединое озеро» — оскароносный фильм «Чёрный лебедь» Даррена Аронофски с Натали Портман в главной роли. Классический «лебединый» образ балерины из кордебалета можно увидеть даже в клипе Тейлор Свифт «Shake It Off», где она предлагает забыть обо всем и просто танцевать.