Британский композитор и дирижер Барри Грей (Barry Gray) (18 июля 1908 - 26 апреля 1984) известен прежде всего как автор саундтреков к научно-фантастическим телесериалам 1960-х - 1970-х гг. Наиболее плодотворным в его творческой карьере явился период сотрудничества с ТВ-продюсерами Джерри и Сильвией Андерсонами.
Он родился в музыкальной семье и с детства проявлял большой талант. Первый учитель высоко оценил его способности к написанию мелодий и аранжировок, сказав: "Этот парень чувствует себя среди нотных записей как рыба в воде". После Грей поступил в Королевский Манчестерский музыкальный колледж (осн. в 1893 г., ныне Британский Северный музыкальный колледж, имеющий статус консерватории), за которым последовала служба в Блэкбернском соборе, где он изучал гармонию и контрапункт перед тем как начать брать уроки композиции у выдающегося венгерского педагога Матьяша Шейбера (1905-1960). Любовь к органной музыке Грей сохранил на протяжении жизни. А в Манчестерском колледже позже зародилось движение "Новой музыки". Из стен заведения вышла целая плеяда композиторов авангардной направленности.
Профессиональный опыт Барри Грей приобрел во время работы в музыкальном издательстве Фельдмана, где не покладая рук писал ноты для театров, варьете и оркестров. До начала Второй Мировой войны он успел поработать также композитором на "Радио "Нормандия", чья коммерческая радиостанция располагалась на Портленд-Плейс.
Демобилизовавшись после шести лет службы в Британских Королевских ВВС, во время которой ему пришлось поучаствовать в действиях на территориях Африки, Индии и Бирмы, Грей вернулся в Лондон и стал вольным композитором, сотрудничая с разными артистами и радиостанциями. Он создавал музыкальные номера, спецэффекты и оркестровки к радиопостановкам Терри-Томаса, подготавливал ноты для Эрты Китт, Веры Линн и Хоги Кармайкла.
С 1956 по 1975 гг. Барри Грей сотрудничал с продюсером Джерри Андерсоном. В 1957 г. Грей занял должность музыкального директора в его студии AP Films, c 1966 г. известной как Century 21 Productions. Стал автором музыки к десяткам телевизионных проектов, начиная с кукольных "Приключений Твизла" и заканчивая фантастическими эпопеями 1970-х гг.
С его творчеством я познакомился благодаря нескольким эпизодам сериала "НЛО" в дублированном немецком переводе. Они были записаны на видеокассету длительностью 240 минут. Типичная ТВ-фантастика рубежа 1960-х - 1970-х, в которой организация суперагентов, оборудованных по последнему слову техники, вплоть до базы на Луне, противостоит вторжению зеленолицых пришельцев, одетых в ярко-красные костюмы. Мне запомнилась главная музыкальная тема, исполняемая на заставке и обыгрываемая в сценах.
Вот она:
Когда в доме появился интернет, я пересмотрел почти все сериалы и шоу Андерсонов, отмечая необычность саундтреков Барри Грея. В то время пока другие композиторы в популярной фантастике стремились к минимуму инструментов и аранжировок, создавая почти все на одном синтезаторе, Грей дирижировал целым оркестром. Обратите внимание, сколько музыкантов принимало участие в работе над сериалом.
Тем не менее произведения слушаются легко и звучат мелодично.
А вот симфоническая тема из "Буревестников" 1965 года.
Грей до конца жизни продолжал активную музыкальную деятельность. Даже отойдя от телевизионной карьеры он создавал новые произведения и выступал перед слушателями. Являлся постоянным пианистом в отеле Old Government House в Гернси. Последней крупной работой для Андерсонов стала музыка в первом сезоне телеэпопеи "Космос: 1999" (1974-1975). При этом у него возникали разногласия с соавтором, гитаристом Виком Элмсом (1947-2017). Молодой Элмс, бывший к тому времени уже лидером поп-рок группы, сочинявший и исполнявший гитарные партии для сериала, требовал большей свободы и большего участия в качестве композитора, но у него не было опыта взаимодействия с оркестром. Во втором сезоне, дабы полностью изменить концепцию сериала, на роль композитора был приглашен Дерек Уодсворт.
Кому как, а мне нравятся эти старые, добрые, немного наивные фантастические постановки. Барри Грей, без сомнения, оставил заметный след в музыке для радио и телевидения.