Вопрос, не лишенный основания, о чем убедительно говорит статистика. Если говорить о европейских судах, то там соотношение примерно 65 на 35 в пользу матерей. Но там ситуация с полами становится все менее внятной, вполне возможно, что когда-то дойдет до паритета.
У нас же все по скрепам: отец приносит деньги в семью, мать – хранительница очага. Поэтому соотношение 95 на 5. При этом подавляющее количество на эти несчастные 5% – откровенная жесть, где мать – асоциальная личность, которую трезвую видели в прошлом веке и то мельком. В общем, с ней опасно оставлять ребенка.
В этом случае все понятно – добиться своего можно через лишение матери родительских прав. Но есть и лучик надежды, о чем говорит судебная практика. Решения все чаще стали принимать в пользу мужчин, хотя в основном в крупных, индустриально и цивилизационно развитых городах.
Пирамида Маслоу
Каждый из нас, кто учился в школе, помнит пирамиду Маслоу, где в широкой части расположены такие базовые потребности, как безопасность, обеспечение едой, сном и всем таким “жизненным”, витальным. А на самом пике пирамиды были так называемые духовные потребности.
Именно на этот “кончик” суды сейчас все больше обращают внимание. Речь идет о ситуациях, когда ребенок еще слишком мал, чтобы внятно выразить свое отношение к происходящему, а основание пирамиды будет примерно одинаковым при сохранении прав за любым из родителей.
Здесь тот случай, когда грамотный семейный юрист с хорошо подвешенным языком в цене. То, что у ребенка достойные условия проживания, он обеспечен едой и игрушками, доказать элементарно. А как доказать, что именно папа обеспечит лучшее воспитание, многогранное позитивное развитие, окружит ребенка заботой и любовью?
Что здесь будет интересовать суд, который “должен всесторонне и добросовестно исследовать дело”:
- какая у отца профессия и график работы,
- каково его психическое, а также физическое здоровье,
- что по поводу его персоны думают бабушки, дедушки, тетушки и прочие значимые для чада взрослые,
- как родителя характеризуют с места работы либо учебы,
- а участвовал ли он в жизни ребенка, водил ли его на тренировки, в оперу, посещал ли родительские собрания.
Получается буквальным образом досмотр, когда суд едва ли не под микроскопом изучает отца, обложенного справками, характеристиками, а также свидетельскими показаниями.
Если папа, к примеру, сварщик, который по полгода не бывает дома и не может внятно ответить, когда у его любимого сына день рождения, промахиваясь с датой где-то на месяц-два, тут доказать, что он достоин роли постоянного воспитателя будет сложно.
Выбор стратегии
Изначальные условия для отца достаточно сомнительные. Согласно действующему Семейному Кодексу, “оба родителя имеют равные права на ребенка”. Но надо понимать, что это номинально. Суд априори находится на стороне матери и недоверчив к отцам. Особенно если ребенку меньше 14 лет.
Поэтому предстоит выбрать одну из двух стратегий:
- доказывать, что ребенка у матери надо забрать, “потому что мать плохая, а отец хороший”.
- работать по схеме “с мамой хорошо, но с папой намного лучше”.
Реализовать одновременно две стратегии не получится. Для суда это выглядит, как показывает практика, неубедительно.
Важная деталь: если ребенку 10 и более лет, его мнение будет учтено судом. Поэтому лучше основное внимание уделить переговорам с сыном или дочерью.
Второй момент, который нужно учитывать – это оформление документов и в целом их массив. Здесь действует простой принцип: чем больше, тем лучше. Просто возьмите и завалите судью своими многочисленными достижениями социального плана, грамотами и сверкающими восхищением характеристиками.
Если есть прямой контакт с воспитателями ребенка в детском саду или учителями в школе, тренером в секции, это огромный плюс. Если это должным образом оформлено. Даже показания соседей по лестничной клетке могут дать весомый перевес, если правильно их подать.
Вы должны не просто представить доказательства. Вы должны быть убедительны и последовательны. Самостоятельно этого лучше не делать – чувства могут помешать. Вы можете банально показаться суду эмоционально неустойчивым. Особенно если, простите за фамильярность, судья – женщина.
Ну и совет напоследок: битва за ребенка неизбежна. Понимая, что грядет развод, не теряйте времени – обращайтесь к специалистам.