Меры безопасности в аэропортах могут ужесточить с 1 сентября 2024 года.
Минтранс разработал новые правила обеспечения транспортной безопасности в аэропортаз России. Проект документа опубликован на портале федеральных нормативных актов.
Во-первых, в новых правилах предлагается допустить к охране объектов транспортной инфраструктуры вневедомственную охрану Росгвардии. Кроме того, как сотрудники Росгвардии, так и полиция транспортной безопасности будут патрулировать аэропорты с оружием.
Но интереснее другой момент. В документе говорится о введении "ограничений на допуск физических лиц в аэропорты без надлежащих проездных документов". Проще говоря, в аэропорт смогут попасть только пассажиры, у которых есть билеты. Ни провожающие, ни встречающие доступ внутрь аэропорта иметь не будут. Прощаться придется перед входом, то же самое относится к встречающим - хоть снег, хоть мороз, ждать выхода прилетевшего пассажира придется снаружи.
Зачем ограничивать доступ в аэропорт
С одной стороны, в нынешней сложной ситуации усиление мер безопасности выглядит логичным. Сейчас на входе в аэропорт есть только стандартный контроль с рамками и просвечиванием багажа. Соответственно, войти может любой желающий. Даже отсутствие чемодана вопросов не вызовет - половина авиакомпаний ввела такие тарифы на багаж, что многие пассажиры летают с рюкзачками.
С другой стороны - ну контроль же все-таки есть? Металлоискатели, рентген. Чем принципиально отличается с точки зрения безопасности человек с билетом от человека без билета? В конце концов, что мешает злодею с дурными намерениями купить самый дешевый билет на самолет и войти в аэропорт на законных основаниях?
Идея плохо реализуема
Сам проект запрета прохода без билета в аэропорт выглядит кривым и недоработанным. Сейчас улетающих пассажиров от провожающих отсекают на проходе в зону вылета. Там стоят турникеты, где проверяют посадочные талоны. А что будут проверять при входе в аэропорт?
Физически такой штуки, как билет на самолет, давно не существует. Это просто электронная информация, которая хранится в базе данных. Документом для посадки на рейс является посадочный талон. Да, он бывает электронным, но далеко не всегда. Многие перевозчики не дают возможности онлайн-регистрации, и посадочный талон можно получить только на стойке внутри аэропорта.
И что же предъявлять пассажирам на входе? Запись о покупке билета? Это просто текст, который элементарно копируется, в нем заменяется фамилия, и пожалуйста - хоть десять провожающих идут по одному билету.
Сверять данные с паспортом, как на стойке регистрации? Вы видели очереди на этих стойках? А ведь их много десятков, по несколько на каждый рейс. Если перенести этот процесс на входы - пропуск в аэропорт займет сутки.
И простой вопрос - за какой срок до вылета пускать пассажиров в аэропорт? Многие приезжают из других городов и проводят в аэропорту довольно много времени, иногда до суток.
В общем, закон выглядит очень недоработанным и мало влияющим на безопасность, зато он может сильно отравить жизнь миллионам людей.