Найти в Дзене
Игорь Горин

"Подвиг" Антуана де Бурбона, короля Наваррского

Антуан де Бурбон, будучи главой дома Бурбонов, происходил от графа Клермона, шестого сына Людовика Святого. Женившись на ярой гугенотке Жанне д’Альбре, дочери и наследнице короля Наваррского, он после смерти тестя в 1555 году стал виконтом Беарна, графом многих земель на юге Франции и королём Наварры. Антуан поначалу очень любил свою супругу, в результате чего на свет появился наследник престола Наваррского, а в будущем, и Французского, Генрих, а позднее, и его сестра Екатерина. Однако, будучи очень любвеобильным и ветреным господином, Антуан начал изменять Жанне направо и налево. Он не пропускал не одной юбки, не брезгуя даже горничными своей жены. Сделавшись сначала под воздействием Жанны гугенотом, он вскоре вновь переменил веру, вернувшись в католичество. Из-за этого наваррская королевская чета была на грани полного разрыва отношений. Герцоги Гизы активно «керосинили» этот процесс. Они советовали Бурбону изгнать еретическую супругу, и даже развестись с ней, тем более что законнос
Антуан де Бурбон
Антуан де Бурбон

Антуан де Бурбон, будучи главой дома Бурбонов, происходил от графа Клермона, шестого сына Людовика Святого. Женившись на ярой гугенотке Жанне д’Альбре, дочери и наследнице короля Наваррского, он после смерти тестя в 1555 году стал виконтом Беарна, графом многих земель на юге Франции и королём Наварры.

Жанна д’Альбре
Жанна д’Альбре

Антуан поначалу очень любил свою супругу, в результате чего на свет появился наследник престола Наваррского, а в будущем, и Французского, Генрих,

Генрих IV де Бурбон
Генрих IV де Бурбон

а позднее, и его сестра Екатерина.

Принцесса Екатерина д`Альбрэ Де Бурбон
Принцесса Екатерина д`Альбрэ Де Бурбон

Однако, будучи очень любвеобильным и ветреным господином, Антуан начал изменять Жанне направо и налево. Он не пропускал не одной юбки, не брезгуя даже горничными своей жены.

Сделавшись сначала под воздействием Жанны гугенотом, он вскоре вновь переменил веру, вернувшись в католичество. Из-за этого наваррская королевская чета была на грани полного разрыва отношений. Герцоги Гизы активно «керосинили» этот процесс. Они советовали Бурбону изгнать еретическую супругу, и даже развестись с ней, тем более что законность ее брака с Антуаном давно многими подвергалась сомнениям. Став свободным, Антуан смог бы вступить в брак с вдовой Франциска II, очаровательной Марией Стюарт, которая бы подарила ему шотландское королевство. Антуан просто таял и млел от таких перспектив!

Мария Стюарт, королева Шотландии, вдовствующая королева Франции
Мария Стюарт, королева Шотландии, вдовствующая королева Франции

Екатерина Медичи играла свою хитрую партию. Она поручила красавице из своего «летучего эскадрона», Луизе де Беродьер де Руэ, очаровать Антуана, и сделать его рабом страсти. Получив конкретные инструкции, девица надела платье с глубоким декольте и пошла на приступ, практически, наголо. Антуан мгновенно сдался.

Луизе де Беродьер де Руэ
Луизе де Беродьер де Руэ

Ночь прошла замечательно. Очаровательная Руэ знала бесчисленное множество изысканных любовных ухищрений, которые привели главу Бурбонов в такой экстаз, что к утру он был обессиленным и до сумасшествия влюбленным. Тогда в Луизе, будучи в своем бесстыдстве просто очаровательной, внезапно проснулись муки совести. Обняв Антуана, она со слезами и дрожью в голосе сказала:

— Сир, если королева узнает, что я с Вами спала, она прогонит меня, как собаку, и вероятно часть гнева коснется и Вас.

Антуан, ни за какие блага не желавший потерять столь опытную и сексуальную любовницу, пообещал все уладить.

Предстал перед королевой и взглянув в ее ничего не выражающие глаза, он невольно подумал, не известно ли ей уже о том, что произошло ночью. Поэтому Антуан был очень любезным, и выразил полную готовность служить ей, ее сыну и Франции, не щадя свой жизни.

Королева-мать сказала:

— Я назначаю Вас наместником королевства.

Екатерина Медичи, вдовствующая королева Франции, мать короля Карла IХ
Екатерина Медичи, вдовствующая королева Франции, мать короля Карла IХ

Почтительно склонившись, Бурбон с радостью согласился, тем самым признав верховную власть Медичи. Благодаря любвеобильной красавице Руэ, Екатерина Медичи достигла своей цели, приобретя в лице главного Бурбона важного союзника.

Антуан решился удалить супругу от двора. Правда, Екатерина Медичи выступила против и, желая удержать Жанну при себе ради сохранения равновесия сил между гугенотами, военачальником которых был принц Конде, младший брат Антуана Бурбона, и католиками, которых возглавляли господа лотарингцы – Гизы. Они вновь начали с угрожающей скоростью набирать политический вес, после того как Франсуа де Гиз устроил резню гугенотов в Васси, положив тем самым начало Религиозным войнам, на протяжении десятков лет терзавшим Францию. После возвращения Гиза в Париж, жители, устроив ему триумф, чествовали его как национального героя. Во многим городах началось фактическое истребление протестантов.

Франциск, герцог де Гиз
Франциск, герцог де Гиз

Озабоченная королева-мать недолго прибывала в нерешительности. Она при посредничестве Жанны д’Альбре заключила союз с Конде. Опираясь на него, она хотела уехать с юным сыном Карлом IX в Орлеан и там укрепиться. Но хитрые Гизы не дали ей вырваться из их цепких рук. Королева Наваррская была изгнана.

Вскоре выступила в поход армия Конде. Направившись сначала на Париж, она резко переменила направление на Орлеан, и вскоре город был под властью протестантов. Это было уже настоящая война. В последующие недели в руках гугенотов оказались и многие другие города-крепости.

Людовик де Бурбон, принц де Конде
Людовик де Бурбон, принц де Конде

Возмущенный выходками гугенотов, которые на глазах у его супруги, в Вандоме, его вотчине, вскрыли могилы и выбросили из гробов останки его родителей — Шарля Вандома и Франсуазы д’Алансон, Антуан дал клятву покарать злодеев за поругание праха своих родителей. В Первой Религиозной войне между Антуан Бурбон, был главнокомандующим королевскими войсками. Франсуа де Гиз сражался бок о бок с ним.

Вскоре началась осада стен Руана.

Руан: средневековые врата в Нормандию
Руан: средневековые врата в Нормандию

Велся яростный бой, и Антуан Бурбон бесстрашно находился на линии огня, хотя герцог де Гиз ни раз предостерегал его. Имея на Бурбона свои хитрые планы, герцог вовсе не желал его смерти.

Сидя в окопе Антуан приказал подать ему обед. Слуги принесли обед, насилу уговорив его укрыться за бруствером. Внезапно паж, наливавший ему вино, упал замертво на его глазах. Он был сражен гугенотской пулей. Бесстрашный Антуан, в пылу сражения презиравший любые меры предосторожности, внезапно влез на верх бруствера, желая справить малую нужду. Откинув гульфик и только успев пустить струю, Антуан был ранен в левое плечо метким вражеским выстрелом из аркебузы. Сбежавшиеся хирурги, осмотрев короля Наваррского, констатировали, что рана тяжелая, но, не смертельная. Однако, врачи не смогли извлечь пулю.

И только знаменитый королевский хирург Амбруаз Парэ выразил сомнения в благоприятном исходе ранения. И его прогноз, к несчастью, подтвердился. Но только месяц спустя.

Амбруаз Паре, королевский хтрург
Амбруаз Паре, королевский хтрург

Главнокомандующий королевской армией, за которым непрерывно ухаживала несравненная Луиза Руэ, находился между жизнью и смертью. Франсуа де Гиз приняв командование на себя, и подбадривая войска кличем «отомстим нехристям за нашего командующего!», взял долго сопротивлявшуюся крепость.

Антуан Бурбон, услышав радостные крики, открыл глаза. Франсуа де Гиз подошел к нему, и склонившись доложил, что Руан занят королевскими войсками. Антуан, с трудом улыбнувшись, поблагодарил герцога и всех участников штурма за мужество, и пожелал вступить в город, наконец-то взятый его войсками.Антуан наслаждался триумфом; герцог Франсуа де Гиз распорядился нести раненого товарища на носилках во главе войск.

Лучшие воины Франции пронесли Антуана по главным улицам Руана. Вскоре его перенесли на судно, чтобы доставить в Париж, однако во время остановки он скончался на руках своей прекрасной возлюбленной.

Современник Антуана Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом оставил такие воспоминания:

«И на пороге смерти продолжались его духовные метания: перед посадкой на судно его исповедал и причастил католический пастор, на борту ему читал Евангелие его медик-кальвинист, а незадолго перед тем как испустить последний вздох, он дал обет принять, если останется жив, лютеранство. Последние слова он пробормотал на ухо своему камердинеру, которого, чтобы тот лучше слышал, притянул к себе поближе за бороду, — это был наказ заботиться о его сыне и побуждать его «хорошо служить королю».

Из книги А. Дюма «Генрих IV»:

«Потомок великого человека, Антуан Бурбон был в действительности жалким потомком: довольно бедный господин, то католик, то протестант, то протестант, то католик… Он случайно оказался католиком, когда был убит при осаде Руана. И убит он был гугенотом. Как он был убит? Эта серьезная историческая проблема была разрешена его эпитафией:

Великим принцу, здесь лежащему, не стать.

Он жил без славы, умер, не успев пос…

Честное слово, читатель, поищите рифму. Ее нетрудно найти».