Найти в Дзене
Музклассы.рф

Что такое алеаторика в музыке?

Подробно рассказываем, что обозначает термин «алеаторика», когда эта техника появилась и как используется в музыке. Алеаторика (от латинского alea — игральная кость) — принцип сочинения музыки, основанный на случайности. Эта техника появилась в XX веке и применяется по сей день. Основной принцип алеаторики заключается в том, что композитор подбирает музыкальный материал абсолютно случайным образом, например, разбрызгивает чернила над нотным станом. Те капли, которые попали на линейки, превращаются в ноты. Способов сочинения произведения с помощью алеаторики очень много, главное — выбор нот продиктован не замыслом композитора, а чем-то случайным. Алеаторику принято делить на алеаторику композиторского и исполнительского процесса, но чаще всего они объединяются. Когда композитор применяет методы алеаторики, он сочиняет не с помощью своего вдохновения, а как-то иначе. Например, американский композитор Джон Кейдж в 1951 году во время сочинения «Музыки перемен» использовал много разных диа

Подробно рассказываем, что обозначает термин «алеаторика», когда эта техника появилась и как используется в музыке.

Алеаторика (от латинского alea — игральная кость) — принцип сочинения музыки, основанный на случайности.

Эта техника появилась в XX веке и применяется по сей день. Основной принцип алеаторики заключается в том, что композитор подбирает музыкальный материал абсолютно случайным образом, например, разбрызгивает чернила над нотным станом. Те капли, которые попали на линейки, превращаются в ноты.

Способов сочинения произведения с помощью алеаторики очень много, главное — выбор нот продиктован не замыслом композитора, а чем-то случайным.

Процесс сочинения музыки с помощью алеаторики может выглядеть даже вот так. Иллюстрация Александры Гореловой
Процесс сочинения музыки с помощью алеаторики может выглядеть даже вот так. Иллюстрация Александры Гореловой

Алеаторику принято делить на алеаторику композиторского и исполнительского процесса, но чаще всего они объединяются.

Когда композитор применяет методы алеаторики, он сочиняет не с помощью своего вдохновения, а как-то иначе. Например, американский композитор Джон Кейдж в 1951 году во время сочинения «Музыки перемен» использовал много разных диаграмм: для темпа, для штрихов, для динамики, для звуков и для пауз. Само произведение он создал на основе сочетания этих диаграмм, которые он получал в результате гадания на китайской Книге Перемен.

Джон Кейдж, «Музыка перемен» для фортепиано (1951). Посвящается Дэвиду Тюдору

Алеаторика у исполнителя — это импровизация в специально указанных местах. Композитор оставляет место, где музыкант играет то, что ему захочется. При этом могут быть даны какие-то указания, например, сколько тактов это должно занять. Часто композитор составляет график мелодии или ритмическую формулу, которую исполнитель должен включить в свою импровизацию.

Некоторые почитатели этого метода сравнивают алеаторику с искусством импровизации, приводя в пример вариативность музыкального фольклора, свободу исполнительской интерпретации в Средневековый период, музыкальные игры в кости, популярные в XVIII-XIX вв. Однако на самом деле между истинной творческой импровизацией и алеаторикой есть существенные различия. В алеаторике элемент случайности ставится на первое место и является самоцелью, как попытка полностью уйти от традиционных схем сочинения. А импровизация все-таки подразумевает следование определенным рамкам и канонам.

Таким образом, алеаторика — интересный, необычный, но довольно неоднозначный прием для сочинения музыкальных произведений.