Найти в Дзене
Загадки Клио

АНУБИС: ЭКСКУРСИЯ НА ТУ СТОРОНУ БЫТИЯ

Как и многое другое, ад и рай «изобрели» не христиане, а древние египтяне. В фильме «Боги Египта» довольно верно показана первая часть «дорожной карты» на пути в «райские кущи». Пройдемся по ней? Memento mori на египетский манер Когда людям хорошо, они думают о настоящем. Когда не очень – о будущем. Для древних египтян настоящая жизнь начиналась только после смерти, к которой они готовились чуть ли не с момента рождения. Ведь смерть, с их точки зрения, лишь граница, отделяющая одну жизнь от другой. По верованиям египтян, после кончины они в сопровождении бога Анубиса отправлялись в Чертог Двух Истин, чтобы, отстояв приличную очередь, предстать перед судом бога Осириса. Там на одну чашу весов клали сердце усопшего со всеми его грехами, а на другую – легкое перо богини истины Маат. Если перевешивало последнее, то душа человека отправлялась в Седьмой дом загробного царства на плодородные поля Иалу. Если же перевешивало сердце, то его сжирала Амат, и греховодник навсегда погружался в неб
Оглавление

Как и многое другое, ад и рай «изобрели» не христиане, а древние египтяне. В фильме «Боги Египта» довольно верно показана первая часть «дорожной карты» на пути в «райские кущи». Пройдемся по ней?

Анубис и фараон. Фото из Интернета
Анубис и фараон. Фото из Интернета

Memento mori на египетский манер

Когда людям хорошо, они думают о настоящем. Когда не очень – о будущем. Для древних египтян настоящая жизнь начиналась только после смерти, к которой они готовились чуть ли не с момента рождения. Ведь смерть, с их точки зрения, лишь граница, отделяющая одну жизнь от другой. По верованиям египтян, после кончины они в сопровождении бога Анубиса отправлялись в Чертог Двух Истин, чтобы, отстояв приличную очередь, предстать перед судом бога Осириса. Там на одну чашу весов клали сердце усопшего со всеми его грехами, а на другую – легкое перо богини истины Маат. Если перевешивало последнее, то душа человека отправлялась в Седьмой дом загробного царства на плодородные поля Иалу. Если же перевешивало сердце, то его сжирала Амат, и греховодник навсегда погружался в небытие.

Культ мертвых налагал сильный отпечаток на всю жизнь египтян. Они считали, что души умерших, допущенных в загробное царство, странствуют по небу, или появляются на земле, вмешиваясь в жизнь своих родственников. Поэтому к их похоронам следовало относиться со всей ответственностью. А то мало ли что...

Кстати, социальное неравенство, существовавшее на земле, сохранялось и в загробном мире. Осирис заставлял всех работать на полях, но богачи клали в гробницы фигурки («ущебти»), изображавшие людей различных профессий с орудиями их труда, которые должны были работать вместо них.

Египтяне верили, что в загробное царство переселяется не только душа умершего, но и его тело, поэтому его стоит сохранить в максимальной целостности. Отсюда обычай мумифицирования. Ему подвергались вначале (этот обычай появился при III династии) только фараоны, затем члены их семей, и, наконец, богатая знать. Ради сохранения своих останков, они строили себе еще при жизни огромные пирамиды и богатые гробницы. Простых же людей часто просто закапывали в песок с несколькими кусками пищи и сосудом с водой. А трупы нищих, скорее всего, просто выбрасывали в Нил или оставляли в пустыне, считая, что у них не может быть загробной жизни. Не зря хищники, питающиеся падалью, - гриф, крокодил, шакал – были обожествлены.

На жертвоприношения умершим предкам тратились огромные деньги. Во многих городах вырастали некрополи (города мертвых), где жили жреческие общины, находились жреческие школы и обители мудрецов. Там же располагались мастерские по изготовлению саркофагов, помещения для бальзамирования, различные лавки с предметами культа мертвых, а также загоны для скота, предназначенного для жертвоприношений. Самым крупных из них был некрополь на левом берегу Нила в Фивах (Луксор).

Анубис.. Фото из Интернета
Анубис.. Фото из Интернета

Анубис – проводник в загробный мир

Заведовал покойниками Анубис – бог смерти с головой шакала, который часто изображался чернокожим, рядом с мумией. Рельефы с изображением Анубиса стерегут входы во все гробницы. Особенно почитали его в г.Асьюте. В зону его ответственности входили мумификация, соблюдение погребальных ритуалов, охрана весов Осириса и заведование целебными травами. Последнее занятие входит в некоторое противоречие с его основной деятельностью, но кто мы такие, чтобы его судить!

Интересная деталь: у фараона жрец в маске Анубиса исполнял обязанности палача. Видимо для того, чтобы жертва не так болезненно переживала встречу с божественным прототипом.

Считается, что Анубис был плодом адюльтера жены бога Сета Нефтиды и самого Осириса. Понимая, что может огрести не по-детски от ревнивого мужа, Нефтида бросила новорожденного малыша в камыши. Там его нашла жена Осириса Исида и вырастила как родного сына. Впоследствии Анубис (правда, за другие грехи) снял шкуру с Сета, превратившегося в пантеру.

Как и в других божественных «тусовках» в семьях египетских богов царили не самые добрые нравы. И при этом они требовали от людей добродетели! Вот уж где царили двойные стандарты…