Найти тему
Школа в Некрасовке

Грамматический строй речи

Развитие речи и овладение родным языком наиболее интенсивно происходит в дошкольном возрасте. При этом речь становится не только средством общения. Важная роль отводится речи в развитии мышления, памяти и внимания.

Грамматический строй речи – это взаимосвязь слов между собой в различных грамматических конструкциях.

Грамматический строй речи усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания речи. Поэтому так важно ежедневное общение с ребёнком.

В последнее время часто стали встречаться случаи нарушения согласованности речевых единиц, которые в дальнейшем могут стать причиной ошибок на письме и при чтении. Лучше всего это формирование и усвоение происходит в играх.

Игры для формирования грамматического строя речи.

Игра «Жадина. (Мой, моя, моё, мои)»

Направлена на формирование навыков согласования притяжательных местоимений с существительными.

Детям предлагается выбрать картинки с изображением предметов, про которые можно сказать «Это мой» (мой плащ), «Это моя» (моя чашка), «Это моё» (моё блюдце).

Игра «Скажи какой? Какая? Какое?» (называние по цветам)

Направлена на формирование согласования прилагательного и существительного в роде и числе.

Взрослый называет цвет, а дети находят предметы данного цвета и описывают их. (Зелёное – яблоко, зелёная гусеница, зелёный лист).

Игра «У Гнома и Гномика»

Направлена на формирование навыков согласования прилагательного с существительным и образования уменьшительных форм прилагательных.

Взрослый произносит первую часть фразы (у Гнома), а дети вторую часть фразы (у Гномика).

У Гнома цветок красный, а у Гномика цветочек красненький

У Гнома стол высокий, а у Гномика столик низенький

У Гнома яблоко сладкое, а у Гномика яблочко сладенькое и т.д.

В заключении необходимо сказать о том, что родителям очень важно не упускать из внимания речь ребёнка, а при проявлении стойких нарушений, своевременно обращаться к специалистам.

Автор: учитель-логопед Курбатова Ю.В.