В третьем веке до нашей эры египетский историк Манефон написал леденящие душу рассказы о событиях, произошедших более чем за тысячу лет до него.
Он доверил папирусу историю об ордах иноземных захватчиков, гиксосов, которые вторглись с северо-востока. Они грабили все перед собой, предавали мечу тех, кто представлял угрозу, и порабощали всех остальных.
Три столетия спустя историк Иосиф Флавий, в значительной степени опираясь на рассказы Манефона, в одном случае назвал гиксосов евреями, а в другом - арабами. Эти утверждения оказались в лучшем случае сомнительными. Тем не менее, до 1966 года они оставались единственным источником о загадочных гиксосах, чье появление ознаменовало так называемый Второй Переходный период существования Египта. Теперь мы знаем намного больше...
До 1966 года письменные свидетельства о гиксосах черпались из трудов Манефона. Его слова выставили гиксосов в ужасном свете.
“Народ неблагородного происхождения с востока, чей приход был непредвиденным, имел наглость вторгнуться в страну, которую они овладели основными силами без труда и даже сражений. Одержав победу над вождями, они затем жестоко сожгли города, сравняли с землей храмы богов и обращались со всем местным населением с предельной жестокостью, убивая одних и уводя жен и детей других в рабство”
Современные историки почти полностью отвергают это.
Даже сегодня гиксосов называют захватчиками, а их появление в Египте - "вторжением", но на самом деле они аккуратно ассимилировались в египетскую культуру, приняв египетскую моду и религиозные верования. Нет никаких оснований отождествлять гиксосов с хурритами или с евреями.
В эпоху Среднего царства, Египет был сильной, сплочённой страной. Царь Аменемхет I (1991-1962 гг. до н.э.), основавший 12-ю династию, был эффективным правителем, который, в попытке еще лучше контролировать страну перенес столицу из Фив (в Верхнем Египте) на середину между Верхним и Нижним Египтом. Он назвал свой новый город Итж-тави, что означает "Владеющая Двумя землями". Он также основал город Хутварет в Нижнем Египте как торговый порт. Хутварет (более известный как Аварис, греческое название) имел доступ как к Средиземному морю, так и к сухопутным путям в регион Сирии-Палестины.
13-я династия, однако, была не столь сильна и приняла ряд опрометчивых решений. Первой из этих ошибок был перенос столицы из Итж-тави обратно в Фивы. Это сделало затруднительным контроль над северной границей.
Более того: 13-я династия не удержала весь Египет, и север страны возглавили местные правители, составившие параллельную, 14-ю династию.
Между тем, портовый городок Аварис, быстро разросшийся в большой город благодаря торговле, привлек многих людей, известных египтянам как "азиаты", и по мере того, как он процветал, их количество росло. Гиксосы получили экономический контроль над восточной Дельтой, а затем стали распространяться на север, заключая договоры с различными номархами других регионов Нижнего Египта, пока не заселили значительную часть земель, после чего и добились политической власти.
Таким образом, гиксосы проникали в долину Нила постепенно, в течение ряда десятилетий, пока египтяне не осознали опасность, которую они представляли. Большинство азиатов пересекали границы Египта на протяжении веков, не вызывая особого ажиотажа у местного населения.
Правители-гиксосы основали 15-ю династию.
Нет археологических свидетельств того, что гиксосы поощряли какое-либо искусство. Вместо этого они присвоили себе египетские памятники, начертав на них свои имена. Гиксосы также не оставили величественных зданий. Похоже, они считали это ненужным, в отличие от египтян.
Однако, гиксосы внесли много ценных изобретений в египетскую культуру. Именно они ввели в военное дело боевую колесницу, составной лук и доспехи, более совершенную металлургию. Гиксосы также ввели в обиход серповидный меч, называемый хопеш, который позднее стал символом древнеегипетской военной славы. Кроме того, гиксосы привнесли в Египет новые музыкальные инструменты, вертикальный ткацкий станок, который производил более качественную ткань, и новые методы выращивания фруктов и овощей.
Но, после того, как они были изгнаны, все следы гиксосов в Египте были стерты. Только несколько гиксосских царей известны по имени из надписей, найденных в Аварисе и за его пределами: Сакир-Хар, Хиан, Хамуди и самый известный, Апопи.
Апопи, что интересно, носит египетское имя, связанное с великим змеедемоном Апопом, врагом бога солнца Ра. Возможно, что этот царь, инициировавший конфликт с Фивами, был назван так более поздними переписчиками, чтобы ассоциировать его с опасностью и тьмой.
Но, разумеется, нет ничего, что указывало бы на то, что Апопи был одним из этих существ. Дельта процветала во времена гиксосов. Местные правители городов Нижнего Египта заключали договоры с гиксосами, вели прибыльную торговлю, и даже Фивы, неизменно изображаемые как "последний оплот" египетской культуры, в одиночку противостоящий захватчику, поддерживали с ними выгодные отношения, хотя, скорее всего, и платили какую-то дань Аварису.
Но, в то же время, когда гиксосы набирали силу в северном Египте, нубийцы делали то же самое на юге.
Ибо слабые и некомпетентные правители 13-я династии Среднего царства пренебрегли вниманием к своей южной границе так же, как и к Нижнему Египту.
Фивы оставались столицей Верхнего Египта, но вместо того, чтобы править всей страной, были зажаты между гиксосами на севере и нубийцами на юге. Тем не менее, Фивы и Аварис довольно хорошо ладили.
Слово “гиксосы” - это эллинизированная версия египетского "хека Хасут", означающего ”правители чужих земель". Этот термин мог быть просто использован как общая фраза для описания всех без исключения иностранцев, находившихся в Египте за пределами административной юрисдикции 17-й династий, правившей из Фив.
Итак, фиванцы могли свободно торговать на севере, и гиксосы проплывали на своих кораблях мимо Фив, чтобы покупать и продавать нубийцам на юге.
Пока царь гиксосов - вольно или невольно - не оскорбил царя Фив.
Неизвестно, правдива ли эта история в том виде, в каком она приводится, но, согласно Манефону, Апопи отправил унизительное послание фиванскому царю Секененра Тао. Одновременно, был обнаружен канал связи между Апопи и нубийцами. Планировалось одновременное нападение на владения фараона с севера и юга.
Тао, не теряя времени, двинулся маршем на Аварис.
Его мумия показывает, что он был убит в битве, фиванцы потерпели поражение.
Сын Тао, Камос, взялся за дело, горько пожаловавшись в надписи, что устал платить налоги "азиатам" и иметь дело с "варварами" к югу. Он нанес мощный удар по гиксосам.
Камос утверждает, что его нападение было настолько стремительным и ужасающим, что женщины гиксосов внезапно стали бесплодными.
Однако, гиксосы все еще удерживали Нижний Египет в течение трех лет после нападения Камоса, а Аварис все еще оставался их оплотом.
Камосу наследовал его брат Яхмос, в надписях которого описывается, как он изгнал гиксосов из Египта и разрушил Аварис.
Эти события изложены и в надгробных надписях другого человека, Яхмоса, сына Ибаны. Там описано разрушение Авариса и бегство выживших гиксосов в палестинский город Шарухен. Затем и этот город был осажден Яхмосом на шесть лет. Гиксосы снова бежали, на этот раз в Сирию.
Яхмос I не только основал 18-ю династию, но и положил начало периоду Нового Египетского царства, эпохе империи. Создание профессиональной египетской армии напрямую связано с гиксосами, поскольку Яхмос I и те, кто последовал за ним, хотели убедиться, что ни один иностранный народ никогда больше не сможет получить такую власть на их земле. Начиная с Яхмоса и продолжая на протяжении всего Нового царства, фараоны создали и поддерживали буферную зону на северной границе Египта.
Скорее всего, писцы Нового царства поносили гиксосов, чтобы оправдать эти завоевательные войны, и была создана новая версия истории, в которой иностранные захватчики разрушали храмы богов, убивали невинных и разрушали города в варварской жажде завоеваний.
Но, хотя Манефон утверждает, что все гиксосы были изгнаны из Египта, археологические свидетельства указывают на интеграцию гиксосов в коренное египетское население.