Найти тему

Гостиница Бристоль: история, модерн, два расстрела и попытка самоубийства

Современный вид бывшего Бристоля
Современный вид бывшего Бристоля

«Я покажу тебе гостиницу Бристоль, Тверицкий бор и старый Волковский театр»

Если вы не пропели это в своей голове, значит, в детстве ваш отец не включал вам в машине Михаила Круга, и нет, я не призываю вас переслушать шансон. Просто к слову. Сегодня мы поговорим о том самом Бристоле. Еще одно важное замечание перед началом – не путать с алкогольными магазинами, мы претендуем на культурное сообщество, посему сегодня в программе: как всегда - история, модерн, а еще два расстрела и попытка самоубийства.

Бристоль – еще одно европейское название в ярославской топонимике (в прошлый раз мы уже обсудили моду на все заграничное). На всякий случай - это город в Великобритании, порт в Юго-Западной Англии. Кстати, именно так назывались великие европейские отели в Париже, Лондоне и Вене.

Ресторан и гостинца Бристоль в 1910 году заняли трехэтажное здание на пересечении улиц Кирова и Андропова (современные названия улиц).

Архитектором Бристоля стал Григорий Васильевич Саренко (1876-1938). Он с юных лет тяготел к искусству: играл на скрипке, пробовался в театре, но жизнь (вернее родители) отправила его в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров имени Николая I. Так мы получили талантливого архитектора, чьи здания до сих пор украшают улицы Ярославля: гостинца Бристоль, гостиница Европа, бывший кинотеатр Арс, здание для Некрасовской библиотеки-читальни.

Григорий Васильевич Саренко
Григорий Васильевич Саренко

После революции Григорий Васильевич попал в список неблагонадежных. В 1918 был арестован ЧК, лишен избирательного права. Но при этом новая власть осознавая, что без хорошего архитектора им не построить не то чтобы коммунизм, но и даже обычный жилой дом, возвращает его к архитектуре. Счастье и мирная жизнь закончились в 1938, власти все же не забыли о его работе на царизм. В 1935 ссылка в Казахстан, а через три года расстрел.

Грустно, но мы возвращаемся к 1910-му году, где еще молодой Саренко создавал новое роскошное здание Бристоля. Выбранным стилем был популярнейший в те годы – модерн.

Давайте пройдем небольшой ликбез и попробуем чуть глубже понять этот стиль. Его основные отличия (буквально на пальцах):

- большие окна и двери (чаще всего с витражами; много света и воздуха)

- полная свобода в материалах (сочетание камня и бетона с мозаикой, витражами, эмалью или ковкой)

- криволинейные формы.

А теперь воззрите нашего подопытного. Высокие окна – есть. Они, кстати, разномасштабные, что абсолютно не портит целостность восприятия. Изразцы, как свободу материалов, мы видим на верхней части, а также кованые решетки на балконе и на парадном входе. Венчает Бристоль аттик с полукруглой аркой внутри.

Изразцовые украшения и верхний аттик здания
Изразцовые украшения и верхний аттик здания

Чем радовала гостиница своих туристов?

Тридцать комфортабельных номеров. Стоимость от 1 до 5 рублей за сутки. Это было дорого. Так же был и ресторан.

Реклама гласила:

«Электрическое освещение. Роскошный двухсветный зал, электрический силофон, пианино, уютные кабинеты, биллиарды»

Ресторан Бристоль предлагал своим гостям действительно изысканную кухню. На завтрак можно было отпотчевать паровую осетрину или крокеты из телятины. (Еще бы бокал хорошего игристого и день задался). Обеденное меню не отставало: салат-де-пуасон, лапша и солянка, жаркое с индейкой, консоме с пашотом, шарлон паризьен. Честно признаюсь, половину блюд мне пришлось гуглить, чтобы хотя бы примерно представить, что там вообще вкушали, но рецепты в основном современные и могут разительно отличаться от тех, что были более ста лет назад.

А теперь – ужин: ряпушка, пудинг, блины. Ряпушка – это рыба. Предполагаю, что переславская. Это эндемик ярославской области. Единственным местом обитания является Плещеево озеро. Взрослая ряпушка достигает 34 сантиметров в длину и веса 300 грамм.

Расписание ресторана Бристоль
Расписание ресторана Бристоль

(Если вам нет 18 – не читайте эту строчку) Говорят, «в окнах ресторана выставлялись девушки, с которыми гость мог отужинать или проследовать в нумера». Такой уголок «красных фонарей» в дореволюционном Ярославле. Но, возможно, это просто слухи.

В ресторане можно было часто встретить знаменитостей того времени: певцы Собинов и Шаляпин, бывал поэт Бальмонт со своим ярославским издателем Константином Некрасовым (племянник поэта Николая Некрасова), а также другие представители богемы. Интересно, что владелец заведения предоставил архитектору Бристоля - Саренко персональный столик за его произведение искусства.

Если вы представили, как все эти представители творческой интеллигенции чинно и мирно приходили откушать в Бристоль, то это не совсем так. В Бристоле собирались чуть ли не самые интересные культурные мероприятия, а также шумные вечеринки, попасть на которые мечтали все курсистки, гимназистки и остальные культурные барышни, юноши и взрослые люди. Существует мнение, что один из таких вечеров чуть не закончился трагедией. В 1912 году поэт Константин Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна гостиницы «Бристоль». Эта информация подвергается сомнениям, и часть историков уверены, что события происходили в Москве.

Константин Дмитриевич Бальмонт
Константин Дмитриевич Бальмонт

Знаменитость серебряного века – Константин Дмитриевич Бальмонт учился в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. Однако, это – не единственное, что связывает Бальмонта с Ярославлем. В 1890 году первая книга поэта «Сборникъ Стихотворенiй» с посвящением Л.М.Б. была отпечатана в Ярославле в типографии Г. В. Фалька, которая располагалась на Республиканской улице (современное название).

Если вернуться к истокам, то выясняется еще один интересный факт. Изначально в здании Бристоля вообще не планировалось никаких вечеринок. Его строили, чтобы разместить приют для девочек. Деньги на него выделила овдовевшая Анна Друженкова. В 1901 году ее муж скончался и оставил наследство в 400,000 тысяч рублей. Женщина смело вошла в жестокий мир бизнеса и даже вскоре была зачислена в «самостоятельно торгующее купечество». Именно она разворачивает грандиозное строительство в самом сердце Ярославля. На идеальное место под строительство, выбранное Анной Друженковой, активно претендовали и другие коммерсанты. Мудрая женщина приняла очень хорошее решение не продавать новый дом, а сдать его в аренду на 12 лет рыбинскому купцу И.П. Созонову. Вырученные деньги стали хорошим капиталом для безбедного существования приюта в другом месте.

Друженкова Анна Николаевна
Друженкова Анна Николаевна

Аренда здания в 1911 году на целых 12 лет – тогда, возможно, казалась Созонову выгодной сделкой, но мы уже никогда не узнаем, как бы развернулись события с продлением этой аренды. Потому что для начала XX века – это был слишком смелый план. Он тогда даже и представить себе не мог, что не пройдет еще и пол срока аренды, и в его отель заселится товарищ Нахимсон в роли военного комиссара и председателя Ярославского губисполкома. И никакой оплаты Созонов от Нахимсона естественно не получил. После революции фешенебельный «Бристоль» был превращен в так называемый Дом Советов – элитное общежитие для партийного руководства.

Роскошные номера Бристоля были идеальным местом для прибывшего в город управленца. Именно там проводили время комиссары, их жены и любовницы. Но Нахимсон тоже знал не все. Время было такое – неустойчивое. И уже 6 июля 1918 года в Ярославле случился белогвардейский мятеж. По одной из версий: товарища Нахимсона зарубили шашками во дворе бывшего «Бристоля» восставшие белогвардейцы. По официальной версии: его расстреляли в первый день мятежа.

Семён Михайлович Нахимсон
Семён Михайлович Нахимсон

После мятежа и окончательного установления советской власти – все веселье в Бристоле закончилось. Там располагались органы советской власти. Но в 90-ые годы все вернули обратно. Тогда место стало легендой ночной жизни города. Не зря же М. Круг ему строчки песни посвятил.

Сегодня легендарный ресторан больше не работает. Заведения внутри меняются, большую часть занимает банк. А нам остается любоваться творением архитектора Саренко и вспоминать те истории, которые бережно хранит в себе Бристоль.