Найти тему
«Северная чернь»

Звуки серебра

Человеческому мышлению при восприятии окружающей действительности свойственно всё ранжировать, иначе нам сложно было бы ориентироваться в ней. Поэтому мы имеем представление об ужасном и прекрасном. К последнему, среди прочего, относятся музыка и драгоценные металлы, которые на протяжении тысячелетий имели особую связь.

Лютнистка под виноградом (ок. 1400—1300 годы до н. э.). Национальный музей этнологии (Нидерланды)
Лютнистка под виноградом (ок. 1400—1300 годы до н. э.). Национальный музей этнологии (Нидерланды)

Блюдце из серебра 925 пробы. Сплавы, содержащиеся в пробе, придают изделиям прочность и защиту от механических повреждений.

Древние египтяне считали, что звуки серебряных флейт отпугивают злых духов, а в Греции золото олицетворяло солнечного Аполлона и использовалось в струнных инструментах. В эпоху Ренессанса серебряные флейты стали символами богатства и престижа. Считалось, что чистый металл улучшал звучание инструментов

Общеизвестно, что в современном мире именно золотые и платиновые диски в качестве наград присуждаются артистам, продавшим миллионы альбомов, в качестве наград. Золото - показатель высших заслуг. Платина символизирует как исключительность, так и долговечность.

Саксгорн, изготовленный Дж. Латропом Алленом в Бостоне, Массачусетс, примерно в 1853-1856 годах, National Museum of American History
Саксгорн, изготовленный Дж. Латропом Алленом в Бостоне, Массачусетс, примерно в 1853-1856 годах, National Museum of American History

Подвеска "Ноты" из серебра 925 пробы изготовлена мастерами великоустюгского завода «Северная чернь»

А что же серебро? Его плотность создает теплое, насыщенное звучание, а антимикробны свойства защищают инструменты от бактерий и загрязнений. Вы конечно слышали выражение "серебряные трубы", но что это, если не метафора? Если говорить именно о духовых музыкальных инструментах, то мастера подбирали материалы, руководствуясь эстетическими приоритетами, экспериментируя с сочетаниями металлов и цветов (хрусталь, серебро, золото, фарфор и многое другое). Множество научных экспериментов подтверждают, что флейты из серебра имеют более полное звучание, что особенно ценят джазовые музыканты. Серебряные саксофоны обеспечивают более яркий, сфокусированный звук по сравнению с латунными, а трубы из лунного металла часто использовали в симфонических оркестрах, из-за хорошего сочетания с другими инструментами.

Серебряный колокольчик с цветочным орнаментом, предположительно, является артефактом из Инди © The Metropolitan Museum of Art
Серебряный колокольчик с цветочным орнаментом, предположительно, является артефактом из Инди © The Metropolitan Museum of Art

Колокольчик "Год козы" с изящным чернением

Но не всё так однозначно. Есть примеры, доказывающие, что применение серебра не шло на пользу качеству звучания. Речь идет о материале, из которого отливали колокола. Самые благозвучные колокола делали из бронзы. Иногда во время плавки металла ради удачи в печи бросали в расплав серебряные монеты, но серебра было ничтожно мало по сравнению с общей массой металла, и на звучании колокола оно не отражалось.

В. Ямницер. Колокол. Серебро. Ок. 1550. Британский музей (Лондон)
В. Ямницер. Колокол. Серебро. Ок. 1550. Британский музей (Лондон)

Освежитель воды "Колокольчик"

Показательный эксперимент был проведен в Англии: как-то отлили несколько одинаковых бронзовых колоколов. В каждый из них добавили серебро в разных количествах, а в один не добавили вовсе. Результат оказался плачевным для серебра: ангельски звучал только колокол из чистой бронзы.

Но тем не менее, можно констатировать, что и музыка, и драгоценные металлы относятся к величайшим достижениям человеческого гения и, как и все на свете, тесно взаимосвязаны.