Ведение цифрового оборудования как инструментария в работу педагога начало происходить относительно недавно, но к настоящему времени произошёл весьма значительный и ощутимый всеми участниками образовательного процесса охват интерактивным оборудованием дидактического и методического материала, который используется педагогом в ходе его работы с учащимися.
Такой инструмент как цифровая доска, проектор, интерактивный стол школьника, электронный дневник, многочисленные электронные образовательные платформы активно осваиваются и используются в процессе обучения. Однако, в процессе внедрения цифрового оборудования, никакой рабочей программы для педагогов в области повышения их квалификации и цифровой грамотности, разработчиками предусмотрено не было. Хотя очевидно, что необходимость в такой программе существует уже достаточно долгое время.
Подобная программа смогла бы помочь педагогу осознать, взять в работу и решить такие важные, но в настоящее время игнорируемые вопросы, как:
1. Количество времени, которое ученики и педагоги могут без вреда для физического и психического здоровья заниматься с цифровыми помощниками;
2. Самостоятельно оценивать качество учебного материала и адекватность формата той или иной образовательной программы (платформы) и при необходимости иметь возможность вносить корректировки и изменения в её работу, обратившись к соответствующим специалистам, находящимся внутри школы или непосредственно внутри самой образовательной системы;
3. Педагог должен уметь чётко и правильно оценивать удобство работы с программами или оборудованием – педагога нужно привести к пониманию того, что цифровые инструменты в ходе образовательного процесса должны стать средством достижения поставленной педагогической задачи, а не становиться самой целью [3].
Главным преимуществом цифровых инструментов в работе педагога должна быть их гибкость и готовность к быстрым и качественным изменениям в их использовании, исходя из запросов и предъявляемых требований всех участников образовательного процесса. А фундаментальное правило, которое стоит заложить во главе пользования цифровым образовательным инструментарием, должно звучать следующим образом: «Программа служит интересам человека, а не человек программе». На практике такое правило смогло бы существенно облегчить достижение большого количества педагогических целей и помочь в решении многих образовательных задач, а так же дало бы возможность педагогу и учащимся самостоятельно выстраивать удобные алгоритмы работы с цифровыми инструментами, исходя из собственных индивидуальных запросов, учитывая требования ФГОС [1].
Так же немаловажным вопросом во внедрении цифрового образовательного сопровождения остаётся вопрос финансирования и доступности цифровой среды. Согласно данным Министерства финансов РФ, в 2020 году на образовательную сферу было выделено 1015,9 млрд рублей, а в 2021 году финансирование этой сферы выросло до 1103,6 млрд рублей, тогда как именно с 2020 года, в связи с вошедшей в жизнь всего человеческого сообщества пандемии COVID-19, необходимость в дополнительном цифровом оснащении учебных заведений максимально выросла.
Возвращаясь к вопросу доступности цифрового сопровождения образовательного процесса, стоит вспомнить, что в составе территории РФ имеется и большое количество регионов, имеющих значительную удалённость от административных центров и, как следствие, имеющих гораздо большее количество проблем в наращивании цифрового образовательного инвентаря. К ведущим проблемам удалённых регионов можно отнести упомянутую выше финансовую составляющую, и, непосредственно, саму интернет-доступность: как само наличие возможности подключение к сети интернет, так и качество его соединения (регулярные зависания, низкая скорость, частые обрывы соединения и пр.).
Немаловажными в отношении образовательных интернет-платформ, остаются вопросы безопасности персональных данных детей, регистрирующихся в их цифровом пространстве. С каждым годом родители и законные представители учащихся задают образовательным учреждениям всё больше вопросов, касающихся конфиденциальности данных на детей, которые запрашивают образовательные платформы, но в подавляющем большинстве не получают ответов и гарантий на свои вопросы [2]. Из чего можно сделать вывод, что образовательное учреждение выступает лишь посредником между учеником и цифровой средой, разработчики которых зачастую не имеют к образовательной сфере никакого отношения, чем вызывают ещё больше противоречивых вопросов у родительского сообщества.
Отдельной проблемой, требующей особо тщательной проработки, стоит вопрос о том, что законодательная база РФ совершенно не готова к той активной цифровизации образовательной среды, с которой её с регулярным постоянством вносят разработчики различных учебных программ. Так же как появление инновационных технологий не отображено в законодательной базе, не были созданы условия, инфраструктура.
Таким образом, нерешённых проблем, связанных с цифровизацией образовательного процесса, остаётся ещё достаточное количество и решать их необходимо начинать уже сейчас.
Библиографический список
1. Князькова, О. И. Обновление содержания, методик и технологий профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в условиях цифровизации (на примере аграрных вузов) / О. И. Князькова, И. В. Чивилева, В. В. Романов // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2023. – № 1(61). – С. 90-101. – DOI 10.24888/2073-8439-2023-61-1-90-101. – EDN UHSWIN.
2. Формирование творческого потенциала у студентов вуза / О. А. Захарова, В. В. Романов, Е. И. Машкова, С. О. Фатьянов // Приоритетные направления развития сельскохозяйственной науки и практики в АПК: Материалы всероссийской (национальной) научно-практической конференции. В 3-х томах, пос. Персиановский, 24 декабря 2021 года. Том III. – пос. Персиановский: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Донской государственный аграрный университет", 2021. – С. 37-41. – EDN JFUISV.
3. Чивилева, И. В. Роль компьютерных технологий в обучении иностранному языку / И. В. Чивилева, В. В. Романов, Е. В. Степанова // Развитие научно-ресурсного потенциала аграрного производства: приоритеты и технологии: Материалы I национальной научно-практической конференции с международным участием, посвящённой памяти доктора технических наук, профессора Николая Владимировича Бышова, Рязань, 23 ноября 2021 года. Том Часть III. – Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева, 2021. – С. 437-440. – EDN XWDIWU.